Мелконян Д. А. Соотношение контрольно-надзорной и разрешительной деятельности в сфере обеспечения транспортной безопасности

УДК: 347.9


Мелконян Давид Араикович - Российский университет транспорта (МИИТ)


Аннотация. Рассмотрены теоретико-методологические основы соотношения понятий «контрольно-надзорная деятельность» и «разрешительная деятельность» применительно к обеспечению транспортной безопасности. Показана роль и место данных видов деятельности в обеспечении транспортной безопасности, раскрыто их содержание и целевое предназначение, а также тесная взаимосвязь между ними.

Статья целиком →

Мамина О. И., Нестеров Е. А. Федеральный государственный контроль (надзор) в области транспортной безопасности: публично-правовая природа и обзор правоприменительной практики

УДК: 342.951


Мамина Оксана Ивановна - кандидат юридических наук, доцент, Российский университет транспорта (МИИТ)

Нестеров Евгений Александрович - кандидат юридических наук, директор Юридического института, Российский университет транспорта (МИИТ)


Аннотация. Вопрос о сущности и природе надзорной деятельности находится в поле постоянного внимания современных ученых-юристов и юристов-практиков. Надзор является одним из инструментов государственного управления, который используется в целях установления и обеспечения общего и специального правопорядка как воплощения принципа законности. Представленная статья посвящена исследованию подходов к пониманию категории «надзор» в целом и федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности, как одного из видов административного надзора, способа обеспечения конституционного правопорядка и безопасности. В статье приводится статистика правоприменительной практики по данному виду надзора за 2022 г. и анализируются ее материалы.

Статья целиком →

Корякин В. М. Правовые основы стратегического планирования в сфере развития транспортного комплекса Российской Федерации: состояние и перспективы

УДК: 338.4


Корякин Виктор Михайлович - доктор юридических наук, профессор, Российский университет транспорта (МИИТ)


Аннотация. В статье представлен анализ законодательства о стратегическом планировании в Российской Федерации применительно к развитию транспортного комплекса страны. Дана характеристика программных документов, действующих в данной сфере, основными из которых являются Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года и Государственная программа «Развитие транспортной системы», утвержденные Правительством РФ соответственно в 2021 и 2017 гг. Указом Президента РФ от 7 мая 2024 г. № 309, в которым определены национальные цели развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года, анонсирована разработка национального проекта «Эффективная транспортная система». В связи с этим в статье обоснована необходимость корректировки долгосрочных программных документов в сфере транспорта в целях достижения целевых показателей данного национального проекта.

Статья целиком →

Клюев В. В., Айзинов С. Д., Меленас Ю. С., Пинский А. С., Сенченко В. Г., Харченко Н. Н., Чернышов А. В. Участие Российской Федерации в разработке международных правовых инструментов в области автономного судоходства

УДК: 656.61


Клюев Виталий Владимирович - директор Департамента государственной политики в области морского и внутреннего водного транспорта Минтранса России, Москва, Россия, klyuevVV@mintrans.ru

Айзинов Сергей Дмитриевич - директор Института дополнительного профессионального образования — начальник Морского учебно-тренажерного центра Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова, Санкт-Петербург, Россия, SAysinov@mtc.spb.su

Меленас Юрий Сергеевич - постоянный представитель Российской Федерации при Международной морской организации, Лондон, Великобритания, postpred@mintrans.ru

Пинский Александр Савельевич - председатель Наблюдательного совета Отраслевого центра МАРИНЕТ, Москва, Россия, al@marinet.org

Сенченко Виктор Григорьевич - научный руководитель научно-исследовательской лаборатории «Автоматизация судовождения» Государственного морского университета имени адмирала Ф. Ф. Ушакова, Новороссийск, Россия, Victor.Senchenko@mail.ru

Харченко Наталья Николаевна - заместитель директора Центра по продвижению технологий автономного судовождения МАРИНЕТ РУТ Российского университета транспорта РУТ (МИИТ), Москва, Россия, ms.marinet@mail.ru

Чернышов Альберт Валерьевич - заместитель начальника отдела экспертизы и инжиниринга Главного управления Российского морского регистра судоходства, Санкт-Петербург, Россия, chernyshov.av@rs-class.org


Аннотация. Эта статья представляет анализ состава и содержания документов, направленных Российской Федерацией в Международную морскую организацию в рамках разработки международных правовых инструментов, регулирующих эксплуатацию морских автономных надводных судов. В статье приводятся полные тексты всех документов Российской Федерации, дается краткий тематический анализ предложений и информационных материалов России.

Статья целиком →

Правкин С. А. Механизм реализации инвестиций в соответствии с целями и задачами Транспортной стратегии Российской Федерации

УДК: 338.47


Правкин Сергей Алексеевич - кандидат юридических наук, доцент, Российский университет транспорта (МИИТ)


Аннотация. Механизм реализации инвестиций в Российской Федерации в соответствии с Транспортной стратегией Российской Федерацией на период до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 27 ноября 2021 г. № 3363-р, основан на применении различных форм финансирования транспортной отрасли, на использовании моделей государственного, смешанного и частного инвестирования с помощью бюджетных инвестиций и гражданско-правовых договоров: лизинга, подряда, договора о создании инвестиционного товарищества и др. Большое значение имеет для транспортной отрасли создание особых экономических зон и финансирование их развития, создание механизмов привлечения частных инвестиций, определение правовых режимов финансирования целевых государственных программ и проектов, государственно-частного партнерства и концессий. Транспортная отрасль требует постоянного совершенствования: законодательного, технического, информационного. Транспортная программа развития, заложенная в Транспортной стратегии, продолжает постоянно дополняться и расширяться. Актуальность исследования состоит в том, что в 2024 г. заканчивается первый этап реализации Транспортной стратегии и предусмотрено некоторое снижение объема финансирования мероприятий комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры по сравнению с плановым уровнем расходов, соответственно, возрастает вероятность неполной реализации части запланированных к 2030 г. инфраструктурных проектов. Проблема исследования состоит в поиске моделей и источников финансирования в транспортную инфраструктуру для полной реализации целей и задач Транспортной стратегии, в определении того, какие методы финансирования останутся, какие новые методы финансирования могут быть применены для достижения итоговых целей и инновационного варианта развития всей транспортной отрасли. Для решения проблем, связанных с поиском надлежащего механизма финансирования в транспортной отрасли предлагается заключение соглашений о защите и поощрении капиталовложений в отношении организаций, реализующих приоритетные транспортные проекты. Применение налоговых льгот, специальных налоговых режимов, проектного финансирования государственно-частного партнерства и смешанных договоров с инвестиционными условиями, утилитарных цифровых прав, «зеленое» инвестирование значительно повышают нормативное регулирование при инвестировании в транспортную отрасль. Новым подходом в данной работе, предложенным для решения проблем, связанных с инвестированием в транспортную отрасль, является предложение по инвестированию в транспортный комплекс на основе специальных цифровых платформ, с применением цифровых финансовых активов и утилитарных цифровых прав наряду с традиционными финансовыми инструментами. Для реализации целей и задач Стратегии также проводится формально-юридический анализ изменений в нормативно-правовой базе транспортного комплекса в 2024 г., анализируется ход реализации транспортных проектов с позиций, какие проекты могут быть успешно реализованы, для каких еще необходимо создать дополнительные источники и модели финансирования и принять необходимые нормативные правовые акты на основе риск-ориентированного подхода, так как большим риском в транспортном комплексе является риск устаревания нормативно-правовой базы, обеспечивающей развитие транспортного комплекса и создающей основы для снижения рисков и травматизма.

Статья целиком →

Микаилов С. М. О необходимости введения в научный оборот понятия «железнодорожная безопасность»

УДК: 34.07


Микаилов Самир Мурсалович - кандидат юридических наук, доцент, Курганский институт железнодорожного транспорта — филиал Уральского государственного университета путей сообщения


Аннотация. В статье проводится научный анализ имеющихся подходов к определению видов безопасности, имеющих отношение к железнодорожной отрасли (таких как «транспортная безопасность», «безопасность движения на железнодорожном транспорте», «безопасность железнодорожного транспорта», «безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта» и др.) и на этой основе предлагается к рассмотрению новая правовая категория «железнодорожная безопасность». Потребность в разработке и внедрения в науку данного понятия автор аргументирует тем, что определение этой категории создаст не только платформу для проведения научных исследований в данной области, но и обеспечит базу для разработки эффективной стратегии и политики в области железнодорожной безопасности. При этом, определяя «железнодорожную безопасность» как вид «транспортной безопасности», автор представляет ее как состояние защищенности объектов железнодорожного транспорта (движимых и недвижимых), окружающей ее экосистемы, а также персонала и пассажиров от угроз различного характера.

Статья целиком →

Филиппов Д. А. Каспийское море: история становления и развития правового режима использования

УДК: 349.6


Филиппов Дмитрий Алексеевич - Российский университет транспорта (МИИТ)


Аннотация. В статье рассматриваются этапы правового регулирования использования Каспийского моря государствами, относящимися к прикаспийскому бассейну, в различные исторические периоды. Осуществлен ретроспективный обзор нормативных правовых актов, регламентирующих отношения в сфере Каспийского моря с начала ХХ в. по настоящее время, определены правовые последствия отсутствия единообразия подходов к правовому статусу Каспия для отношений по использованию его природных ресурсов. Рассматриваются предпосылки различных подходов к правовому режиму Каспия, исследуется значение развития судоходства на Каспийском море для реализации целей Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года. Определены ключевые факторы, оказывающие влияние на изменение объема перевалки грузов через порты Каспийского бассейна.

Статья целиком →

Синицын С. А., Кабытов П. П. К вопросу о критериях неразрывной связи объектов инфраструктуры портов

УДК: 627.09


Синицын Сергей Андреевич - доктор юридических наук, профессор, Российская академия наук, главный научный сотрудник центра частного права, Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ

Кабытов Павел Петрович - кандидат юридических наук, Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ


Аннотация. Транспортным законодательством в рамках регулирования отношений, возникающих между организациями водного транспорта, грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами и другими физическими и (или) юридическими лицами при осуществлении судоходств проведена правовая идентификация речных и морских портов, определены элементы имущественно-правового статуса портов и расположенного в портах имущества, а также закреплены особенности правового регулирования имущественных отношений, объектом которых выступает имущество, расположенное в порту. К числу таких особенностей относится закрепление специального порядка аренды портового имущества, находящегося в федеральной собственности, лицами, владеющими объектами инфраструктуры порта, «неразрывно связанными» с арендуемым имуществом. В статье на основе системного толкования норм законодательства выявляется содержание категории «неразрывная связь» применительно к объектам инфраструктуры порта. Авторы, исследуя действующее законодательство, приходят к выводу о наличии в нем отдельных противоречий. Также в статье сформулированы рекомендации для органов публичной власти по интерпретации критериев неразрывной связи объектов инфраструктуры портов в рамках правоприменительной деятельности.

Статья целиком →

Арбия Хлали, Чеботарев В. Е., Аль Али Насер. Проблема автономного судоходства: баланс между устойчивой рентабельностью и риском кибербезопасности

УДК: 656.61


Арбия Хлали - Факультет экономики, Университет Сфакса, Тунис

Чеботарев Владимир Евгеньевич - Российский университет транспорта (МИИТ)

Аль Али Насер Абдель Рахим - Российский университет транспорта (МИИТ)


Аннотация. Интеграция автономного судоходства приводит к ряду преобразований в морском секторе, в основном в сфере устойчивой рентабельности. Однако внедрение подобных изменений вызывает ряд проблем. Целью данного исследования является изучение сложного баланса между двумя важнейшими аспектами автономного судоходства, такими как устойчивое создание рентабельности и рисками кибербезопасности. Кроме того, в данной работе рассматривается, как автономное судоходство создает устойчивую рентабельность и в то же время создает надежную систему кибербезопасности. В исследовании рассматриваются различные преимущества, создаваемые автономным судном, подчеркиваются угрозы кибербезопасности, а также отмечаются решение различных проблемы. Результаты подчеркивают важность создания устойчивой рентабельности автономного судоходства и необходимость коррекции действующих правил.

Статья целиком →

Нерсесян Ч. В. Меры, необходимые для предотвращения дорожно-транспортных происшествий (на примере автотрассы М1 Ереван-Гюмри-Бавра-граница Грузии)

УДК: 614.86


Нерсесян Чинар Вагановна - Национальный университет архитектуры и строительства Армении (г. Ереван, Армения)


Аннотация. В данной статье представлено исследование вопросов безопасности дорожного движения на межгосударственных автомобильных дорогах в границах населенных пунктов. Рассмотрены действия, определенные пятью столпами безопасности дорожного движения, рекомендованными Организацией Объединенных Наций (ООН) всем странам, и принятыми документом правительства РА «Национальная стратегия безопасности дорожного движения». Важной профилактической мерой обеспечения безопасности дорожного движения являются мероприятия по улучшению дорожного движения или реконструкции дорог с целью устранения «черных точек» – аварийно-опасных участков дорог. Анализ причин дорожно-транспортных происшествий показал, что в населенных пунктах, имеющих придорожные объекты и не имеющих остановочных и стояночных площадок, аварий происходит больше, чем в тех, которые не имеют придорожных объектов. Настоящее исследование проведено на наиболее аварийном участке межгосударственной автодороги М1 (Ереван-Гюмри-Бавра-граница Грузии) (1,0-6,0 км), проходящем через населенные пункты. Были обнаружены «черные точки», установлены причины аварий и разработаны долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные меры по их предотвращению. В документе представлены краткосрочные меры, которые будут способствовать повышению безопасности дорожного движения.

Статья целиком →