Шелухин Н. Л. Транспортная инфраструктура Донецкой Народной Республики: состояние, перспективы, проблемы безопасности

УДК: 342.951:351.82


Шелухин Николай Леонидович - доктор юридических наук, профессор, Институт экономических исследований, г. Донецк


Аннотация. В статье проанализировано состояние и перспективы развития транспортного комплекса Донецкой Народной Республики. Предложено открыть специалитет «Правовое обеспечение национальной безопасности» в Мариупольском государственном университете имени А. Куинджи.

Статья целиком →

Ушакова Е. В., Андрианова В. В., Кобзева Е. И. Некоторые особенности привлечения к ответственности за действия, угрожающие безопасной эксплуатации транспортных средств

УДК: 629


Ушакова Екатерина Владимировна - кандидат юридических наук, доцент, Российская таможенная академия

Андрианова Валерия Валерьевна - кандидат юридических наук, Московский государственный гуманитарно-экономический университет

Кобзева Екатерина Ивановна - кандидат юридических наук, доцент, Российский университет транспорта (МИИТ)


Аннотация. В статье рассмотрены некоторые аспекты ответственности за действия, угрожающие безопасной эксплуатации транспортных средств. Поднимается проблема привлечения к ответственности на всех видах транспорта, включая железнодорожный. Так, в настоящее время в связи с повсеместной цифровизацией и размещением на Интернет-страницах пропагандирующей информации рискованные путешествия железнодорожным транспортом становятся все более устрашающими. Деятельность «зацеперов» преподносится в позитивном, привлекательном виде, возбуждая интерес у молодых людей. И только лишь принятие закона в части соблюдения прав, свобод в части безопасной эксплуатации деятельности зацеперов будет являться реализацией соблюдения принципа социальной справедливости.

Статья целиком →

Скуйбедина О. Н., Собалевская А. Э. Влияние контекста рекламных сообщений на обеспечение безопасности дорожного движения

УДК: 656.13


Скуйбедина Ольга Николаевна - кандидат философских наук, доцент, Российский университет транспорта (МИИТ)

Собалевская Анастасия Эдуардовна - Московский политехнический университет


Аннотация. В данной статье представлены результаты экспериментального исследования, призванного изучить влияние контекста рекламных сообщений на уровень восприятия сообщений и изменения поведенческих намерений в отношении вождения в нетрезвом виде. В ходе эксперимента 112 студентов Московского политехнического университета в возрасте 20―23 лет просмотрели три рекламных ролика, запрещающих вождение в нетрезвом виде. Проведенный опрос и полученные результаты подтверждают основное влияние ориентации рекламы на воспринимаемую угрозу, эффективность, восприятие или отклонение рекламного сообщения. Также была выявлена зависимость восприятия рекламного сообщения на изменение поведенческого отношения к проблеме у людей с высокой (ВПО) и низкой (НПО) потребностью ощущений. В ходе анализа полученных данных было выявлено, что и у людей с ВПО и у людей с НПО сенсорно-ориентированные рекламные сообщения оказались более эффективными для усиления воспринимаемой угрозы, восприятия сообщения или отклонения сообщения, чем когнитивно-ориентированные. Также выявлено относительное превосходство сенсорно-ориентированной рекламы в изменении поведенческих намерений респондентов над когнитивно-ориентированной рекламой, что позволит при создании и разработке более убедительных рекламных сообщений повысить уровень ответственности вождения и тем самым уровень безопасности дорожного движения.

Статья целиком →

Корякин В. М. Некоторые вопросы правового обеспечения проектирования и строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Санкт-Петербург

УДК: 338.4


Корякин Виктор Михайлович - доктор юридических наук, профессор, Российский университет транспорта (МИИТ)


Аннотация. Рассмотрены основные предпосылки для проектирования и строительства в России высокоскоростных железнодорожных линий. Проанализированы исторические аспекты данного вопроса. Дана общая характеристика основных параметров проекта высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва — Санкт-Петербург», реализация которого в 2024 г. переходит в плоскость практики. Обосновывается необходимость совершенствования правового регулирования вопросов проектирования, строительства и эксплуатации высокоскоростных магистралей как обязательного условия реализации данного проекта. Предложены когерентные изменения и дополнения в транспортное законодательство, направленные на правовую легитимацию высокоскоростного железнодорожного транспорта в Российской Федерации.

Статья целиком →

Лаврухин М. В. Эффективные стратегии защиты транспортной системы России от картелей и олигополий

УДК: 34


Лаврухин Максим Витальевич - Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина


Аннотация. В данной статье рассматриваются проблемы, создаваемые картелями и олигополиями в российском транспортном секторе, и предлагаются эффективные стратегии защиты системы от их пагубного влияния. Благодаря всестороннему анализу соответствующей литературы и конкретных примеров данное исследование подчеркивает важность нормативно-правовой базы, конкурентной политики и совместных усилий заинтересованных сторон в обеспечении честной конкуренции и развитии динамичной и эффективной транспортной отрасли. Результаты исследования подчеркивают необходимость принятия проактивных мер по выявлению и пресечению антиконкурентного поведения, а также по обеспечению прозрачности и подотчетности рыночной динамики.

Статья целиком →

Мельник Ю. В. Определение понятия «удобный флаг» и его отличие от «открытого регистра»

УДК: 347


Мельник Юрий Владимирович - Российский университет транспорта (МИИТ)


Аннотация. Согласно общепринятому определению, «удобный флаг» ― это практика регистрации судна, при которой судовладелец имеет национальность, отличную от национальности судна. Но проблема в том, что списки регистров, которые называют удобными флагами, сильно отличаются. Данная статья ставит целью выработать определение «удобного флага» посредством анализа истории регистрации судов, а также сравнительно-правового анализа. Для целей этого исследования был проведен обзор законодательства шести стран, а также научных статей из восьми стран. В результате были выявлены три основных подхода к определению, какие флаги являются удобными. Так, регистр может быть назван «удобным флагом», если государство флага не исполняет свои обязанности. Определены характерные черты, по которым можно выявить «удобный флаг». Эта информация может быть полезна при составлении рекомендаций российским судовладельцам и страховым компаниям при оценке рисков и преимуществ того или иного регистра, так как 61% судов, принадлежащих отечественным судовладельцам, зарегистрированы в других странах.

Статья целиком →

Клюев В. В. К 25-летию Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации: история, настоящее, будущее

УДК: 347


Клюев Виталий Владимирович - директор Департамента государственной политики в области морского и внутреннего водного транспорта Минтранса России


Аннотация. Морское право в российской правовой системе является комплексной отраслью права, основным элементом которой выступает Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (КТМ). 30 апреля 2025 г. исполнилось 25 лет со дня вступления в силу российского КТМ, который стал достойном преемником своих предшественников 1929 и 1969 гг. с аналогичным названием. В настоящей статье дается анализ места КТМ в российской системе права, анализ эволюции Кодекса за его 25-летнюю историю и оценка возможных направлений дальнейшего развития.

Статья целиком →

Нестеров Е. А., Филиппова М. Ю., Швагерус С. Е. Формирование механизмов социального обеспечения платформенных занятых

УДК: 349.22


Нестеров Евгений Александрович - кандидат юридических наук, директор Юридического института, Российский университет транспорта (МИИТ)

Филиппова Марианна Юрьевна - кандидат юридических наук, Российский университет транспорта (МИИТ)

Швагерус Станислав Евгеньевич - руководитель Центра компетенций Международного евразийского форума «Такси»


Аннотация. Развитие современных инструментов реализации принципа свободы труда содержит в себе не только новые возможности по распоряжению своими способностями к профессиональной деятельности, но и новые вызовы формирования механизмов социального обеспечения. Самозанятость, в том числе платформенная занятость, трансформирует традиционные институты трудового права в новые категории общественных отношений. Концепция единства социального риска определяет особую актуальность разработки моделей социального страхования платформенных занятых, позволяющих им наравне с наемными работниками являться субъектами отношений по назначению выплат по социальному обеспечению. В статье рассматривается целесообразность наделения цифровых платформ функциями по обеспечению социальных гарантий самозанятым, необходимость формирования объединений платформенных занятых, моделируется прототип их полномочий.

Статья целиком →

Козаченко Н. Е. О понятии информационной безопасности в транспортной сфере

УДК: 347.45


Козаченко Надежда Евгеньевна - Акционерное общество «ТМХ-Локомотивы»


Аннотация. В основе нормативного регулирования вопросов обеспечения информационной безопасности лежит специфика данной категории как особого правового явления. Вместе с тем в научной литературе определенность относительно сущности указанного правового явления, его характерных черт и имманентных признаков правоотношений отсутствует, что объясняется многозначностью и комплексностью самого этого явления, зачастую непоследовательным подходом законодателя к определению указанного понятия. Проблема усугубляется неопределенностью доктринальной дефиниции информационной безопасности как базового категориального понятия, что не позволяет выявить его сущностные признаки и свойства применительно к такому объекту правовой охраны, как транспортная сфера. По результатам исследования автором доказывается, что реальные противоречия между «правовым» (объектным) и «технологическим» подходами к определению информационной безопасности отсутствуют, а авторские позиции лишь взаимно дополняют друг друга. Предлагается совместить в понятии информационной безопасности саму деятельность по достижению состояния защищенности и результат такой деятельности. С учетом специфики транспортной отрасли автором предложено определение информационной безопасности в транспортной сфере, а также сделаны предложения по совершенствованию действующего законодательства в части уточнения присутствующих в нем дефиниций.

Статья целиком →

Быстрякова С. А. Формирование государственной политики реализации национальных целей развития Российской Федерации в системе транспортной безопасности: публично-правовые вопросы цифрового оборота и защиты персональных данных граждан

УДК: 347.9


Быстрякова Светлана Анатольевна - Акционерное общество «Нефтетранссервис»


Аннотация. Системные проблемы развития правового обеспечения информационной безопасности транспортного комплекса, как показывает исследование, сегодня приобретают приоритетный характер и стратегическое значение в связи с включением в критическую информационную инфраструктуру. Актуальность научных исследований определена в настоящее время и требованиями реализации стратегических целей национального развития, определенных Президентом РФ после вступления в должность 7 мая до 2024 г. Выполнение стратегических задач государственной политики, направленных на обеспечение приоритета прав и свобод человека, справедливости в социальной сфере и обеспечение равенства возможностей граждан, безопасности общества и государства, непосредственно связано с развитием транспорта, его мультипликацией практически со всеми сферами и отраслями, задачами достижения цифровой зрелости экономики России в сложных условиях дальнейшей цифровизации, санкционной агрессии и формирования многополярного мира. Укрепление государственного суверенитета России связано с обеспечением транспортной безопасности во всех его проявлениях для достижения требуемого уровня состояния защищенности. В условиях цифровой трансформации это напрямую связано с обеспечением информационной безопасности, защиты граждан от деструктивного информационного воздействия, формированием защиты цифрового оборота их персональных данных. Автором обоснована актуальность этой темы, учитывая стратегические задачи национального развития, включая связанные с разработкой и принятием обновленного блока национальных проектов в отношении развития инфраструктуры транспортной системы, туризма, экономики данных и др. В связи с этим необходим научный анализ с позиции информационного права, а также на основе мониторинга правоприменения, состояния правового регулирования и развития процессов формирования межотраслевого института правового регулирования цифрового оборота персональных данных в системе транспортной безопасности.

Статья целиком →