Смирнова В. В., Правкин С. А. Правовые основы применения концессионной модели в транспортной сфере

УДК: 347.463:658.115


Смирнова Вера Владимировна - кандидат юридических наук, доцент, Российский университет транспорта (МИИТ), veryvera@list.ru

Правкин Сергей Алексеевич - кандидат юридических наук, доцент, Российский университет транспорта (МИИТ), Pravkin@bk.ru


Аннотация. В статье анализируется применение концессионной модели финансирования в транспортной инфраструктуре. Концессионная модель, выступая разновидностью государственно-частного партнерства, является инновационной, позволяя сформировать соглашения публичного партнера с частным сектором, развивая управленческий и финансовый потенциал. Применение концессионной модели со стороны публичного партнера не требует больших затрат, которые перекладываются на частный бизнес и финансирующих проекты лиц. Концессионная схема как модель сотрудничества заказчика и исполнителя-концессионера является наиболее востребованной в транспортной сфере. При этом разделяются риски, затраты, обязательства. Совместная реализация инвестиционных проектов дает возможность получить согласованный результат, связанный с модернизацией и эксплуатацией транспортной инфраструктуры. При этом концессия является успешным механизмом устойчивого роста. Целью статьи является исследование правовых основ концессии, выявление юридических способов обеспечения финансирования концессии, которое, в свою очередь, обеспечивает эффективное управление финансовыми активами сторон.

Статья целиком →

Мордвинова Т. Б., Скаридов А. С. Нормативное регулирование государственного портового контроля с целью снижения уязвимости судов от кибератак

УДК: 341.225:004


Мордвинова Татьяна Борисовна - Агентство морского права (Санкт-Петербург); Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова, mla@oceanlaw.ru

Скаридов Александр Станиславович - Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова, alexskar94@hotmail.com


Аннотация. Сегодня в сфере морского транспорта все активнее идет процесс цифровизации: развивается электронная навигация, автоматизируются процессы управления, программные продукты внедряются практически во все судовые системы — связи, обработки и управления грузом, управления судном, судовой энергетической установкой, энергопитанием и т.д. Разработка и принятие нормативных актов, направленных на снижение уязвимости судов от кибератак, действия вредоносного программного обеспечения и, как следствие, повышение безопасности судоходства — функция государственного контроля в области морской индустрии, и, в частности, на уровне капитана морского порта. Киберугрозы — хотя и не новое явление для морской отрасли, а нормативная база противодействия находится в стадии формирования. По мнению авторов, основная нагрузка по контролю за оборотом электронной информации в отношении судов, находящихся в портах, должна лежать на администрации порта, а разработка нормативных источников должна находиться как минимум на уровне правительства.

Статья целиком →

Жариков М. В., Шатская И. И. Россия как транзитный узел для БРИКС

УДК: 327:339.5


Жариков Михаил Вячеславович - доктор экономических наук, доцент, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, michaelzharikoff@gmail.com

Шатская Ирина Ивановна - кандидат экономических наук, доцент, Российский университет транспорта (МИИТ), irina_shatskaya@mail.ru


Аннотация. БРИКС оказывает сильное влияние на рост мирового ВВП. Это влияние выражается в большем количестве товаров, перевозимых по глобальной цепочке поставок. Более глубокое торговое, инвестиционное и транспортное сотрудничество в рамках БРИКС могло бы внести гораздо больший вклад в общее дело, если бы существовало больше стимулов, поддерживаемых согласованной политикой. Для этого БРИКС нужны единые принципы таможенно-тарифного регулирования и единые правила транзита. Однако государства-члены по-прежнему готовы сохранять независимость и суверенитет при принятии важных экономических и политических решений, а также склонны проводить протекционистскую политику и защищать отечественных производителей от иностранной конкуренции. Кризис 2020 г. показал, что более глубокое сотрудничество необходимо для обеспечения высоких экономических показателей, лучших способов транспорта и связи, а также безопасности и охраны здоровья. В статье представлен взгляд на то, что Россия могла бы сделать для БРИКС в плане поддержки расширения сотрудничества, в том числе общих евразийских транзитных маршрутов, общих мер безопасности и общей вакцинации (Спутник В) и общего транспортного судоходства (ГЛОНАСС) стать эффективным средством для более тесного сотрудничества в решении сегодняшних экономических, социальных, коммуникационных и медицинских проблем.

Статья целиком →

Лобачев С. Л. Транспортное образование России в контексте его цифровизации: состояние и некоторые перспективы

УДК: 378.018.43:656


Лобачев Сергей Львович - доктор технических наук, профессор, Российский университет транспорта (МИИТ)


Аннотация. В статье рассматриваются основные тенденции в транспортном образовании России, подчеркнуты наиболее существенные его отличительные особенности и их отражение в направлениях развития транспортной системы России, изложенных в Транспортной стратегии Российской Федерации. Отмечается, что доминирующей тенденцией в образовании России с начала XXI в. является централизация, которая реализуется в виде создания федеральных, опорных и сетевых университетов. На базе ранее проведенного анализа программных платформ транспортных вузов сделан вывод, что вузы данного профиля располагают современными системами дистанционного обучения, в основе которых лежит общая для большинства вузов платформа Moodle. Накопленный в транспортных вузах опыт реализации учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий позволяет говорить о реальности проекта сетевого отраслевого транспортного университета России. Организационно-правовой формой такого университета должен стать консорциум вузов транспортного профиля, что подразумевает равноправное партнерство всех вузов-участников. Данный проект нацелен на интеграцию научного потенциала транспортных вузов и повышение качества подготовки специалистов отрасли путем укрепления сотрудничества, межвузовских связей и связей с отраслевыми предприятиями на территории РФ. Сделан также вывод, что в условиях цифровизации транспортной отрасли и экономики в целом именно сетевые университеты обладают наивысшим потенциалом, поскольку объединяют потенциальные достоинства различных вузов на добровольной основе, обеспечивая условия для взаимного обогащения как в методическом, так и в технологическом аспектах.

Статья целиком →

Сидоренко В. Г., Логинова Л. Н. Современные аспекты образовательной деятельности для обеспечения информационной безопасности транспортной отрасли

УДК: 372.8:378:656


Сидоренко Валентина Геннадьевна - доктор технических наук, профессор, Российский университет транспорта (МИИТ), valenfalk@mail.ru

Логинова Людмила Николаевна - кандидат технических наук, доцент, Российский университет транспорта (МИИТ), ludmilanv@mail.ru


Аннотация. В современных условиях специалисты в области компьютерной безопасности и защиты информации востребованы особенно для обеспечения бесперебойной работы транспортной отрасли. Статья посвящена анализу аспектов образовательной деятельности кафедры «Управление и защита информации» РУТ (МИИТ), которая готовит специалистов по специальности «Компьютерная безопасность». Дан обзор образовательной программы, сформулированы принципы, положенные в основу подготовки специалистов по защите информации в РУТ (МИИТ). Продемонстрированы темы, которые студенты изучают в рамках образовательной программы.

Статья целиком →

Землин А. И., Скаридов А. С. Проблемные вопросы публично-правового регулирования подготовки работников сил обеспечения транспортной безопасности к их профессиональной деятельности

УДК: 372.8:656


Землин Александр Игоревич - доктор юридических наук, профессор, Российский университет транспорта (МИИТ), Zemlin.Aldr@yandex.ru

Скаридов Александр Станиславович - Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова, alexskar94@hotmail.com


Аннотация. Актуальность и практическая значимость исследования вопросов публично-правового регулирования подготовки работников сил обеспечения транспортной безопасности к их профессиональной деятельности предопределена особой значимой транспортной безопасности для функционирования экономики России, обеспечения национальной безопасности государства, имеющего уникальное геополитическое положение, территорию и протяженность транспортных путей. В статье в соответствии с логикой восхождения от абстрактного к конкретному рассматриваются проблемные вопросы публично-правового регулирования общественных отношений, возникающих в процессе и по поводу подготовки работников сил обеспечения транспортной безопасности к их профессиональной деятельности. Исходя из поставленной перед собой цели, заключающейся в выработке на основе системного правового анализа коллизий и пробелов законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности научно обоснованных предложений по совершенствованию системы административно-правовых актов, регламентирующих вопросы подготовки работников сил обеспечения транспортной безопасности к их профессиональной деятельности, решен ряд исследовательских задач. В частности, сформулированы и обоснованы предложения по совершенствованию ряда представляющихся немаловажными аспектов правового закрепления направлений, форм и порядка подготовки сил обеспечения транспортной безопасности. Осуществлен критический анализ содержания активно применяемых в транспортном законодательстве правовых категорий, что позволило зафиксировать некоторые существенные коллизии и пробелы административного законодательства, регулирующего отношения в сфере подготовки работников сил обеспечения транспортной безопасности к их профессиональной деятельности. По результатам исследования сформулированы отдельные предложения по совершенствованию действующего транспортного законодательства, которые могут быть использованы для разработки и последующего применения профессионального стандарта для работников сил обеспечения транспортной безопасности, что, в свою очередь, может способствовать обеспечению безопасности в процессе функционирования элементов транспортной системы России в современных условиях

Статья целиком →

Рыжова Ю. В. История создания и деятельности транспортной полиции в Российской империи

УДК: 342.51


Рыжова Юлия Валерьевна - кандидат юридических наук, доцент, Академия управления МВД России, julia1806@yandex.ru


Аннотация. Определенный интерес в наши дни представляет исторический опыт функционирования железных дорог в Российской империи и их охраны. Вместе с тем малоизученным до сих пор остается опыт функционирования транспортной полиции, созданной в 1867 г. и просуществовавшей до 1917 гг. В статье прослеживается эволюция деятельности транспортной полиции Российской империи на примере самых крупных формирований Отдельного корпуса жандармов — жандармских полицейских управлений железных дорог, образованных во второй половине XIX в. Формируясь в сложных внутриполитических условиях, жандармские полицейские управления железных дорог играли значимую роль в полицейской системе обеспечения внутренней безопасности Российской империи. Создание специализированных жандармских формирований позволило обеспечивать в государстве все необходимые виды охраны на железных дорогах. В статье акцентируется внимание на том, что являясь, по сути, политической полицией, жандармские полицейские управления железных дорог выполняли также и ряд возложенных на них специальных функций. В качестве общих принципов деятельности данных управлений обозначались: строгая централизация, четкая организация и взаимодействие с рядом центральных государственных учреждений Российской империи. В статье раскрываются основные направления деятельности жандармских полицейских управлений железных дорог, связанные с обеспечением транспортной безопасности в Российской империи.

Статья целиком →

Духно Н. А. Законоведение и инженерные знания

УДК: 347.463:62


Духно Николай Алексеевич - доктор юридических наук, профессор, Российский университет транспорта (МИИТ), naduhno@ui-miit.ru


Аннотация. В конце XIX столетия, первые годы становления Московского инженерного училища (ныне Российский университет транспорта) в структуру инженерного знания при участии Министерства путей сообщения в процесс обучения инженеров было включено законоведение. Сложившееся на основе теоретической юридической науки законоведение стало предметом внимания Министерства путей сообщения. В 1899 г. для Московского инженерного училища ведомство разработало и утвердило специальную программу для преподавания законоведения студентам. Программа и подготовленный по ней курс законоведения оказались уникальны своим содержанием и структурой. Мыслящие работники транспорта ощущали потребность инженера в правовых знаниях как юридического источника информации. Инженеру, кроме специальных знаний и умений, предписывалось быть высококультурной личностью, знать и понимать правовые механизмы устройства и деятельности всех структур путей сообщения, твердо стоять на правовых принципах в своей профессиональной деятельности. Оценка программы и преподаваемого по ней курса законоведения, сопоставленная с изучением права в наши дни, дала возможность для построения выводов о направлениях формирования правового знания инженеров, подготовка которых осуществляется в Российском университете транспорта. Целью данного исследования является получение сведений о месте правового знания в структуре инженерного знания, формируемого на начальном этапе становления Московского инженерного училища. Содержание правового знания может стать источником сведений для разработки концепций правового влияния на становление инженерного знания в Российском университете транспорта на современном этапе его деятельности. Методологией исследования стали научные методы познания источников и содержащихся в них сведений о способах создания нового транспортного вуза; о методах формирования структуры инженерного знания; о приемах определения содержания правового знания в структуре инженерного знания. Методы выявления, оценки, анализа, сопоставления, проверки сведений, отражающих факты обучения инженеров в XIX столетии сопутствовали накоплению знаний и формулировке выводов, изложенных в данной научной работе. Метод сопоставления полученных данных со знаниями, подтверждаемыми богатым научным опытом автора, создал условия для обоснованных выводов по данному научному исследованию.

Статья целиком →

Овечкин А. П. Сущность и содержание понятия «акты незаконного вмешательства» на транспорте

УДК: 654.1:006.354


Овечкин Александр Петрович - доктор философских наук, профессор, Российский университет транспорта (МИИТ), aleksaovech@yandex.ru


Аннотация. После принятия Федерального закона «О транспортной безопасности» в юридическую транспортную терминологию прочно вошел и закрепился термин «акты незаконного вмешательства». Однако его законодательное закрепление вызвало большую полемику о сущности и содержание этого понятия. Между тем от терминологической определенности и точности во многом зависит их применение в теории и практической деятельности. Не случайно лозунгом древнеримских юристов было «absoluta sententia expositore non indigent», что означает «ясное значение не требует объяснений». Юридические термины эффективно работают только тогда, когда они четко сформулированы и понятны. Поэтому в этой статье автор, включаясь в развернувшуюся дискуссию по термину «акты незаконного вмешательства», предпринимает попытку дать его собственную интерпретацию, проанализировать плюсы и минусы законодательно установленной дефиниции этого понятия.

Статья целиком →

Семенов С. А. О понятии «силы обеспечения транспортной безопасности»

УДК: 342.951:351.82


Семенов Сергей Александровичv - начальник федерального бюджетного учреждения «Служба морской безопасности», Semenov@msecurity.ru


Аннотация. Одним из ключевых для Федерального закона «О транспортной безопасности» является понятие «силы обеспечения транспортной безопасности». Значимость указанного понятия заключается в том, что им очерчивается круг лиц, обеспечивающих защищенность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. Однако системный анализ дефиниции позволяет говорить о том, что в настоящее время понятие «силы обеспечения транспортной безопасности» точности, недвусмысленности и определенности в регулирование правоотношений не вносит и не помогает раскрыть суть и смысл нормативных правых актов в области обеспечения транспортной безопасности. Так, одни лексически одинаковые словосочетания, используемые в понятии, законом раскрываются по-разному, другие не соответствуют толкованию, предлагаемому самим законом. Законом не раскрывается состав сил обеспечения транспортной безопасности, не определяется правовой статус лиц, к ним относящимся, за исключением отдельных элементов правого статуса работников ведомственной охраны. Перечень категорий работников сил обеспечения транспортной безопасности можно определить только через анализ типовых дополнительных профессиональных программ в области их подготовки, что с правовой точки зрения выглядит неестественно. Требованиями по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта права и обязанности лиц, входящих в состав сил обеспечения транспортной безопасности, практически не раскрываются. В законе и требованиях по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта отсутствуют нормы, возлагающие или определяющие порядок возложения ответственности за их исполнение на лицо, ответственное за транспортную безопасность. Вместе с тем точное и недвусмысленное употребление юридических понятий играет важную роль и в недопущении деформации правовых норм. В статье предлагается критический анализ понятия «силы обеспечения транспортной безопасности» и предложения по совершенствованию, включающие его новую дефиницию и понятие «лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, на объекте транспортной инфраструктуры, транспортном средстве».

Статья целиком →