Джабиев А. П. Китайский мегапроект «Один пояс — один путь»: перспективы развития международной транспортной инфраструктуры и оживления мировой экономики
УДК: 339.9
Джабиев Александр Петрович - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Таможенное право и организация таможенного дела» Юридического института Российского университета транспорта
Аннотация. За все время существования Великого Шелкового пути, объединяющего Восток и Запад торгово-экономическими, дипломатическими и культурными связями, происходили существенные трансформации, но неизменным осталось то, что Шелковый путь сохранял за собой роль межцивилизационного диалога и моста между странами и континентами. В условиях динамично меняющейся внешней среды человечество становится свидетелем возрастающей активности Великого Шелкового пути, происходит переосмысление его геополитической значимости, так как сегодня ряд глобальных и региональных держав предлагают новые инициативы по реанимации Шелкового пути.
В статье исследуются перспективы и возможности реализации китайского мегапроекта «Один пояс — один путь», направленного на возрождение Великого Шелкового пути. Анализируются итоги 2-го Форума международного сотрудничества «Один пояс — один путь». По мнению автора, основной причиной формирования и реализации данного проекта является замедление роста мировой экономики, а также участившиеся случаи применения протекционистских мер в системе мирохозяйственных связей. Отмечается, что тенденциям развития глобальной экономики соответствует данный проект, предусматривающий налаживание торгово-экономических отношений между Азией и Европой путем реализации крупномасштабных транспортно-логистических инфраструктурных проектов. Аргументирован вывод, что благодаря активизации строительства международных транспортных магистралей важнейшей стратегической задачей России является использование китайской инициативы в своих интересах для получения существенных экономических дивидендов на основе тесного взаимовыгодного и всестороннего сотрудничества.
Ключевые слова: Великий шелковый путь; евразийское пространство; Всемирный банк; мировая экономика; транспортно-логистические магистрали.
Литература:
- Акаев, А. А. Садовничий В. А. Математическое измерение мегопроекта «Один пояс — один путь» // Вестник Российской академии наук. — 2018. — T. 88. — № 8.
- Афонасьева, А. В. Экономическое присутствие Китая в странах по маршруту Морского Шелкового пути XXI века // Вопросы экономики. — 2018. — № 7.
- Михеев, В. Новая фаза развития Китая на фоне «торговых войн» с США / В. Михеев, С. Луконин // Мировая экономика и международные отношения. — 2019. — Т. 63. — № 2.
- Оболенский, В. П. От легитимного протекционизма к торговым войнам? // Мировая экономика и международные отношения. — 2018. —Т. 62. — № 9.
- Сидорский, С. С. Формирование Большого Евразийского партнерства должно способствовать инновационному развитию реального сектора экономики стран Союза // http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/1-06-2017.aspx.
- Стратегия экономического развития. «Один пояс и один путь» // ttps://ria.ru/20170514/1494097368.html.
- Телегина, Е. Санкции и торговые войны как индикаторы трансформации мирового хозяйства. Возможности для России / Е. Телегина, Г. Халова // Мировая экономика и международные отношения. — 2019. — Т. 63. — № 2.