Статья

Тимонина И. В. Правовое регулирование рабочего времени работников транспорта

УДК 349.22

Аннотация. В статье рассматриваются особенности правового регулирования рабочего времени, устанавливаемого в транспортных организациях. Автор рассматривает вопросы, касающиеся значения нормативно-правового регулирования рабочего времени работников транспортных предприятий, специфику его регулирования; особенности труда работников транспорта. Автор отмечает дальнейшее развитие трудового законодательства и института рабочего времени и необходимость постоянного контроля со стороны государства.

Ключевые слова: рабочее время; нормативно-правовое регулирование рабочего времени; работники транспорта; трудовое законодательство, нормирование продолжительности рабочего времени; специфика труда.

Legal regulation of working time of transport workers

Abstract. The article deals with the peculiarities of legal regulation of working hours established in transport organizations. The author considers the issues related to the importance of normative legal regulation of working hours of transport companies, the specifics of its regulation, especially the work of transport workers. The author notes the further development of labor legislation and the Institute of working time, and the need for constant control by the state.

Keywords: working hours; subjects; regulatory and legal regulation of working hours; transport workers; labor legislation; state control; regulation of working hours; the specifics of labor.


В сложном комплексе вопросов, связанных с изучением особенностей правового регулирования труда работников транспорта центральное место занимает проблема правового регулирования отношений, связанных с рабочим временем.

Нормативно-правовое регулирование рабочего времени работников транспортных предприятий традиционно выполняло двоякую роль: с одной стороны, определяло меру участия работников в совокупном труде, с другой — обеспечивало создание им достойных и безопасных условий труда. Это достигалось различными правовыми средствами: путем сокращения продолжительности рабочего времени, с учетом условий и характера труда данной категории работников, их трудоспособности, определенных требований к режиму труда.

В ходе реформирования российской системы трудового права и института рабочего времени остро встал вопрос о повышении эффективности использования рабочего времени в его различных проявлениях, в том числе, и на предприятиях транспорта [3].

Вопросам регулирования рабочего времени, в том числе его продолжительности, значительное внимание уделяет Международная организация труда (МОТ). Рекомендация МОТ № 116 (1962) «О сокращении продолжительности рабочего времени» также ориентирует государства на 40-часовую рабочую неделю и предлагает им разрабатывать и последовательно осуществлять политику сокращения продолжительности рабочего времени.

МОТ в данном документе рекомендует государствам проводить политику сокращения в возможно большей мере продолжительности рабочего времени для всех категорий работников, уделяя особое внимание продолжительности рабочего дня лиц, работа которых связана с вредными, опасными, тяжелыми условиями труда, коими является и труд отдельных категорий работников на предприятиях транспорта.
Рабочее время работника транспорта охватывает его продолжительность и режим труда; рациональное использование рабочего времени и его состава (периоды, относящиеся к рабочему времени).

Правовое регулирование рабочего времени заключается, прежде всего, в нормировании его продолжительности и режима, в установлении прав и обязанностей работников и работодателей относительно рабочего времени [1].

Следует отметить, что нормы выработки, времени и обслуживания составляют подвижную величину меры труда, а рабочее время, в течение которого работник обязан выполнять трудовую функцию, — величина постоянная (закономерно сочетание этих двух величин в едином понятии меры труда). Норма рабочего времени может определяться в расчете на сутки, неделю, месяц и год.

При нормировании продолжительности рабочего времени работников транспорта традиционно используются понятия рабочий день (смена), рабочая неделя.

Рабочий день характеризует величину меры труда по времени, которая, в свою очередь, выражает продолжительность труда и его производительность (эффективность).

Поэтому государство установило для всех категорий работников, в том числе и работников транспортных предприятий, меру труда, которую дифференцирует в количественном выражении в зависимости от вида работ и профессий работников предприятий транспорта (рабочий день) и в качественном — в зависимости от сложности, значимости и вредности труда (нормы выработки, тарифный разряд).

Для отдельных категорий работников транспортных предприятий установлено сокращенное рабочее время.

Сокращенная продолжительность рабочего времени — это уменьшенная продолжительность рабочего времени по сравнению с нормальной, являющаяся правовой гарантией для некоторых категорий работников в зависимости от характера выполняемого ими труда.

В соответствии со ст. 6 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) именно федеральные органы государственной власти устанавливают в нормативных актах особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников, в том числе и сокращенную продолжительность рабочего времени.

Статья 92 ТК РФ устанавливает не количество рабочих часов, на которое сокращается рабочее время для конкретной категории работников по сравнению с нормальной продолжительностью рабочего времени (40 часов в неделю), а максимально допустимую продолжительность рабочего времени в неделю для работников транспорта.

Поэтому в настоящее время сокращенным рабочим временем следует считать установленное для определенной категории работников законом или коллективным договором рабочее время меньшей продолжительности по сравнению с рабочим временем, определенным правилами внутреннего трудового распорядка для всех других работников данной организации [2].

В связи с этим трудовое законодательство устанавливает особенности правового регулирования труда не всех категорий работников, работающих на предприятиях транспорта по трудовому договору, а только тех работников, которые выполняют профессиональные обязанности, напрямую связанные с движением транспортных средств и обеспечением безопасности движения.

Труд данной категории работников имеет свою специфику: они проходят профессиональный отбор и профессиональную подготовку в порядке, установленном законодательством, к ним применяются жесткие квалификационные требования в зависимости от конкретного вида транспортного предприятия и вида транспорта.

Имеются особенности не только режима рабочего времени, но и времени отдыха у следующих категорий работников транспорта: работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов; работников метрополитена; у плавсостава судов морского флота; работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта; членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации; работников, осуществляющих управление воздушным движением гражданской авиации; водителей общественного транспорта.

Часть 1 ст. 329 ТК РФ в прежней редакции не разрешала работникам, труд которых связан с движением транспортных средств, производить работу за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени, а также во вредных и (или) опасных условиях труда, но в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ ч. 1 ст. 329 установила запрет на совершение работы по совместительству, который касается работников, непосредственно управляющих транспортными средствами или осуществляющих управление движением транспортных средств, т.е. предусмотрен более демократичный порядок введения особенностей режима рабочего времени и условий труда работников, работа которых непосредственно связана с движением транспортных средств.

Сокращенное рабочее время работников транспорта регулируется Особенностями режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов (утверждены приказом Минтранса России от 9 марта 2016 г. № 44); Положением по учету рабочего времени граждан, принятых в профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования на должности спасателей (утверждено постановлением Минтруда России от 8 июня 1998 г. № 23); Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (утверждено приказом Минтранса России от 20 августа 2004 г. № 15) и иными нормативными правовыми актами.

Следует обратить особое внимание на тот факт, что все вопросы рабочего времени и времени отдыха работников транспортных предприятий, не предусмотренные ведомственными документами, регулируются трудовым законодательством РФ. Но в случаях, предусмотренных этими документами, работодатель устанавливает особенности режима рабочего времени, например, водителей, с учетом мнения представительного органа работников, а в случаях, предусмотренных коллективным договором, соглашениями — по согласованию с представительным органом работников.

Делая вывод, необходимо отметить, что трудовое законодательство совершенствуется и изменяется подход к правовому регулированию рабочего времени работников транспортных организаций. В настоящее время регулирование рабочего времени работников транспорта подразумевает нормирование его продолжительности и режима, регламентацию целевого назначения, учета и использования; установление прав и обязанностей сторон трудового договора по поводу рабочего времени; закрепление гарантий работников, обеспечивающих реализацию этих прав и обязанностей; регулирование рабочего времени как общими, так и специальными правовыми нормами.

И, конечно, для эффективной реализации трудового законодательства в области режима труда работников на транспортных предприятиях необходим постоянный контроль со стороны государства.


Литература

  1. Греченков, А. А. Актуальные проблемы правового регулирования рабочего времени // Трудовое и социальное право. — 2013. — № 2. — С. 12.
  2. Уракова, Е. В. Нормированный и ненормированный рабочий день // Научные труды. Вып. 9. Т. 3. — М., 2009. — С. 225.
  3. Тимонина, И. В. Отличие трудового договора от гражданско-правовых договоров // Вестник Московского университета им. С. Ю. Витте. Сер. 2: Юридические науки. № 2(5). — М., 2014. — С 102—105.

Literature

  1. Grechenkov, A. A. Actual problems of legal regulation of working time // Labour and social law. — 2013. — №. 2. — P. 12.
  2. Urakova, E. V. normalized and non-Normalized working day // Scientific works. Vol. 9. — M., 2009. — P. 225.
  3. Timonina, I. V. Difference of the employment contract from civil contracts // Bulletin of the Moscow University. S. Yu Witte. Ser. 2: Legal Sciences. — № 2 (5). — M., 2014. — P. 102—105.

Другие статьи автора или выпуска: ,