Статья

Опёнышев О. С., Анипко И. И. Актуальные вопросы надзора транспортной прокуратурой за соблюдением антикоррупционного законодательства

УДК 347.963

Аннотация. В настоящей статье рассматриваются проблемные вопросы, связанные с осуществлением транспортной прокуратурой надзора за соблюдением антикоррупционного законодательства, на основе анализа полномочий транспортной прокуратуры, практики ее деятельности, статистических данных, выявлены наиболее коллизионные и проблемные нормы законодательства, меры по повышению эффективности прокурорского надзора в сфере противодействия коррупции на транспорте.

Ключевые слова: коррупция; транспортная прокуратура; надзор; предупреждение коррупции; профилактика коррупционной преступности; антикоррупционное законодательство.

Actual issues of supervision over the transport prosecutor’s office for compliance with anti-corruption legislation

Abstract. This article examines the problematic issues related to the implementation by the transport prosecutor’s office of the supervision of compliance with anti-corruption legislation, based on the analysis of the powers of the transport prosecutor’s office, the practice of its activities, statistical data, the most conflicting and problematic legislation, measures to improve the efficiency of prosecutorial supervision in the sphere counteracting corruption in transport.

Keywords: corruption; transport prosecutor’s office; supervision; prevention of corruption; prevention of corruption; anti-corruption legislation.


Отмечая важность значимости вопросов противодействия коррупции Президент РФ В. В. Путин еще в феврале 2000 г. сказал, что нужна последовательная, жесткая, настойчивая и принципиальная борьба с коррупцией: «Здесь может быть только одно лекарство — единообразное понимание законов и последовательная борьба за их исполнение. Последовательная, жесткая и настойчивая. Никакого своеобразия, никакого особого подхода к этому быть не может. Нужна просто настойчивая, последовательная и принципиальная борьба с коррупцией. Должен сказать, что это одна из составных важнейших задач государства в направлении того, чтобы сделать нашу страну экономически привлекательной и политически развитой. Без борьбы с коррупцией никакого прогресса в сфере экономики невозможно, его не будет. И поэтому это была и остается одной из приоритетнейших задач государства» [РИА Новости https://ria.ru/politics/20131114/976920692.html].

Особая роль в борьбе с коррупцией отводится органам прокуратуры РФ, которая согласно ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ.

Прокуратура РФ выполняет и иные функции, установленные федеральными законами.

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура РФ осуществляет:

  • надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом РФ, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
  • надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом РФ, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
  • надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
  • надзор за исполнением законов судебными приставами;
  • надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
  • уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ;
  • координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
  • возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и другими федеральными законами.

Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством РФ участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.

Прокуратура РФ принимает участие в правотворческой деятельности.

Генеральная прокуратура РФ выпускает специальные издания.

Кроме того, ст. 9.1 Закона предусмотрено проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов. Так, согласно названной норме прокурор в ходе осуществления своих полномочий в установленном Генеральной прокуратурой РФ порядке и согласно методике, определенной Правительством РФ, проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, их должностных лиц.

При выявлении в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов прокурор вносит в орган, организацию или должностному лицу, которые издали этот акт, требование об изменении нормативного правового акта с предложением способа устранения выявленных коррупциогенных факторов либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ.

Требование прокурора об изменении нормативного правового акта подлежит обязательному рассмотрению соответствующими органом, организацией или должностным лицом не позднее чем в 10-дневный срок со дня поступления требования. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта, направленное в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ или в представительный орган местного самоуправления, подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем заседании соответствующего органа.

О результатах рассмотрения требования об изменении нормативного правового акта незамедлительно сообщается прокурору, внесшему требование.

Требование прокурора об изменении нормативного правового акта может быть обжаловано в установленном порядке.

Вместе с тем в настоящее время само понятие коррупции достаточным образом нормативно не урегулировано. Так, под коррупцией в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» понимается «злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами». Таким образом анализ данного определения приводит к выводу о том, что оно не носит сущностного или содержательного характера, а лишь содержит перечисление имеющихся составов коррупционных преступлений, предусмотренных УК РФ. При этом содержащийся в легальном определении перечень коррупционных нарушений исчерпывающим не является.

Под противодействием коррупции в том же нормативном правовом акте понимается деятельность самих федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий. При этом органам прокуратуры вновь отводится особая, координирующая роль. Согласно п. 6 ст. 5 Федерального закона «О противодействии коррупции» Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел РФ, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов РФ и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией.

Национальным планом противодействия коррупции на 2016—2017 годы (утвержден Указом Президента РФ от 1 апреля 2016 г. № 147) Генеральной прокуратуре РФ было поручено провести проверки:

  • соблюдения федеральными государственными органами требований законодательства РФ о противодействии коррупции, в том числе требований об организации работы по противодействию коррупции в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед этими федеральными государственными органами;
  • соблюдения лицами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы (в том числе лицами, получившими отрицательное решение комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов), ограничений, предусмотренных ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции», при заключении ими после увольнения с государственной или муниципальной службы трудовых и гражданско-правовых договоров;
  • соблюдения органами субъектов РФ по профилактике коррупционных и иных правонарушений требований законодательства РФ о противодействии коррупции;
  • соблюдения лицами, замещающими должности категории «руководители» в федеральных государственных органах, органах государственной власти субъектов РФ и муниципальных органах, требований законодательства о предотвращении и урегулировании конфликта интересов, а также о контроле за соответствием расходов их доходам;
  • соблюдения требований законодательства РФ о противодействии коррупции при распоряжении земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, а также при осуществлении закупок лекарственных средств и медицинской техники для обеспечения государственных нужд и организации оказания медицинской помощи гражданам.

Помимо того, согласно Национальному плану Генеральной прокуратуре РФ поручено провести анализ практики информирования правоохранительными органами в соответствии с требованиями ч. 4.1 ст. 5 Федерального закона «О противодействии коррупции» соответствующих подразделений органов государственной власти по профилактике коррупционных и иных правонарушений о ставших им известных фактах несоблюдения государственными служащими запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции.

О проделанной работе по вопросам предупреждения коррупции и борьбы с ней Генеральный прокурор РФ ежегодно докладывает Президенту РФ и палатам Федерального Собрания РФ.

Указанным перечнем поставленные Президентом РФ перед прокуратурой задачи не исчерпываются, однако даже из процитированных положений Национального плана и норм закона со всей очевидностью следует, что роль прокурорского надзора в противодействии коррупции сложно переоценить.

Финансово-хозяйственная деятельность субъектов транспортных отношений, в силу значимости последних для социально-экономического развития страны, их масштабностью, объема находящихся в обороте денежных ресурсов и материальных ценностей, сопровождается значительными коррупционными рисками.

Надзор за исполнением федерального законодательства в сфере транспорта осуществляется органами транспортной прокуратуры, которые являются структурным элементом системы прокуратуры РФ.

В приказе Генеральной прокуратуры РФ от 15 июля 2011 г. № 211 «Об организации надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере» к компетенции транспортных прокуроров (на правах прокуроров субъектов РФ) отнесен надзор:

  • за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в сфере деятельности железнодорожного, воздушного и водного транспорта, в таможенной сфере территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, в том числе органами таможни и внутренних дел на транспорте, органами власти субъектов РФ и местного самоуправления, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
  • за исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов подразделениями Следственного комитета РФ на транспорте.

На управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генеральной прокуратуры РФ возложены обязанности контроля за организацией и осуществлением транспортными прокурорами, приравненными к прокурорам субъектов РФ, прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции, а также обеспечение организационного и методического руководства этой деятельностью.

Помимо того, с привлечением управления по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере проводится анализ надзорной деятельности транспортных прокуроров по противодействию коррупции, подготовка информационно-аналитических и иных материалов, которые предусмотрены Национальным планом противодействия коррупции.

Московской межрегиональной транспортной прокуратурой надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции осуществляется с учетом Национального плана противодействия коррупции, утвержденного Комплексного плана мероприятий прокуратуры по противодействию коррупции, а также систематического анализа состояния законности, динамики и структуры преступности, результатов проверок.

Особое внимание транспортной прокуратурой уделяется надзору за исполнением законодательства о государственной службе и противодействии коррупции в поднадзорных органах.

Практика деятельности транспортной прокуратуры свидетельствует о необходимости продолжения активной, наступательной деятельности по применению мер прокурорского реагирования на нарушения законности в целях пресечения и выявления коррупционных нарушений. Так, в ходе проверок выявлялись многочисленные факты ненадлежащего исполнения поднадзорными органами требований законодательства по предоставлению полных и достоверных сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

В связи с несоблюдением требований законодательства межрегиональной транспортной прокуратурой за 9 месяцев 2017 г. за совершение коррупционных правонарушений, предусмотренных ст. 19.29 КоАП РФ, к административной ответственности привлечено 58 лиц.

С целью декриминализации отдельных отраслей коррупционной преступности межрегиональной транспортной прокуратурой на постоянной основе осуществляется координационная деятельность, а также работа, направленная на правовое просвещение граждан.

Именно профилактические меры дают возможность предупредить нарушения законности в указанной сфере. За девять месяцев 2017 г. межрегиональной прокуратурой организовано и проведено 124 мероприятия правовой и антикоррупционной направленности, среди которых встречи с предпринимателями, осуществляющими деятельность на поднадзорных предприятиях транспорта, лекции и беседы в трудовых коллективах.

Таким образом, проведенный весьма краткий, абрисный и не претендующий на полноту анализ вопросов прокурорского надзора применения мер юридической ответственности за нарушения коррупционной направленности в целях профилактики и предупреждения коррупции в Российской Федерации, позволяет утверждать о необходимости дальнейшего совершенствования как системы законодательства, так и правоприменительной практики, а также выработки предложений по повышению эффективности деятельности прокуратур. Особо хотелось бы отметить, что наладившееся плотное взаимодействие между Московской межрегиональной транспортной прокуратурой и Юридическим институтом РУТ (МИИТ), по нашему мнению, следует рассматривать как весьма эффективное средство, позволяющее, с одной стороны, осуществлять подготовку транспортных юристов высшей квалификации с учетом опыта правовой практики, а с другой — обеспечивать научное сопровождение потребностей прокурорского надзора, широкую популяризацию и практическую реализацию достижений правовой науки.

Другие статьи автора или выпуска: , ,