Статья

Груздева Л. М. Преступность на транспорте в России: цифровая характеристика за 2017 год

УДК 343.8

Аннотация. В статье представлена цифровая характеристика транспортной преступности в Российской Федерации за 2017 г. по аналитическим материалам портала правовой статистики Генеральной прокуратуры РФ. Рассмотрена структура зарегистрированных преступлений по категориям, приведен анализ и визуализация динамики отдельных видов преступлений, совершенных на транспорте с 2013 г.

Ключевые слова: преступность на транспорте; структура преступности на транспорте; виды транспортной преступности.

Crime on transport in Russia: the digital characteristic for 2017 year

Abstract. The article presents the digital characteristic of transport crime in the Russian Federation for 2017 year by analytical materials on the portal of legal statistics of the General Prosecutor’s Office. The author has considered the structure of registered crimes by category, analyzed and visualization of the dynamics of certain types of crimes committed on the transport in the Russian Federation from 2013 year.

Keywords: crime on transport; the structure of crime on transport; types of transport crime.


Транспортные преступления — есть сложные общественно опасные деяния с альтернативными последствиями, причиняющими вред и интересам граждан, и интересам нормальной деятельности определенной структуры транспортной системы и, в конечном итоге, всей транспортной системе [1].

В работах [2—4] представлена цифровая характеристика преступности на транспорте в Российской Федерации за 2013—2016 гг., дающая возможность определить уровень транспортной преступности и охарактеризовать деятельность Минтранса России, органов прокуратуры и следственных органов на транспорте, обнаружить недостатки, которые имели место в работе этих органов.

Предметом данного исследования является преступность и особенности различных видов преступлений, совершенных на транспорте за 2017 г. по аналитическим материалам портала правовой статистики Генеральной прокуратуры РФ (http://crimestat.ru).

На территории России в 2017 г. количество транспортных преступлений увеличилось (+3,9%) по сравнению с 2016 г. (рис. 1). Вместе с тем в 2017 г. выявлено 22 173 лиц, совершивших преступления на транспорте, что на –0,2% меньше, чем в 2016 г. и является наименьшим с 2013 г. (–13,0%).

Рис. 1. Динамика преступности на транспорте в России за 2013—2017 гг.

В целом по России удельный вес тяжких и особо тяжких преступлений в числе всех зарегистрированных преступлений на транспорте за 2017 г. составляет ≅ 26%, данное отношение неизменно с 2014 г. (рис. 2). В 2017 г. количество особо тяжких преступлений увеличилось на 19,2% по сравнению с 2016 г. и на 22,5% по сравнению с 2015 г. Число зарегистрированных в 2017 г. тяжких преступлений по сравнению с 2016 г. уменьшилось на 4,7% и является наименьшим с 2013 г. (рис. 2).

Рис. 2. Структура зарегистрированных преступлений на транспорте в России за 2013—2017 гг. (по категориям)

В анализируемом периоде предварительно расследовано не менее 64% преступлений от всех зарегистрированных на транспорте за год (рис. 3), что превосходит общую раскрываемость. Например, в 2013 г. предварительно расследовано 56,1% от всех зарегистрированных преступлений в России, а в 2017 г. только 54,3%. В [5] рассмотрены некоторые проблемные аспекты производства дознания по очевидным делам на объектах транспорта, раскрыты правовые коллизии.

Рис. 3. Сведения о предварительно расследованных и нераскрытых преступлениях на транспорте в России за 2013—2017 гг.

Уже традиционно [2, 4] более трети всех зарегистрированных преступлений на транспорте за год в Российской Федерации составляют хищения чужого имущества. Так в 2017 г. данный показатель составил 33,9% (рис. 4), при этом хищений, совершенных путем краж было совершено 12 695 (+4,7%), грабежей — 360 (+13,6%), разбоев — 47 (–11,3%). Хотя по сравнению с 2013 г. краж стало меньше на 13,8%, грабежей и разбоев суммарно на 46,3%. Негативным сигналом следует считать незначительное, но все же увеличение числа хищений чужого имущества на транспорте в 2017 г. по сравнению с 2016 г.

Вместе с этим и число преступлений на транспорте, совершенных в форме мошенничества (ст. 159—159.6 УК РФ) в 2017 г. возросло на 8,7%, хотя в период с 2013 по 2016 гг. неуклонно уменьшалось и составляло 2161, 1967, 1824 и 1594 соответственно.

Рис. 4. Структура преступности на транспорте (в %) в России за 2017 г.

Обеспечение безопасности, жизни и здоровья граждан является одним из главных приоритетов деятельности Минтранса России, органов прокуратуры и следственных органов на транспорте. В [6] рассматривается новый подход к обеспечению личной безопасности пассажиров на транспорте: виктимологическое направление по профилактике преступности против личности и собственности.

За 2017 г. по сравнению с 2016 г. на 32,0% уменьшилось число убийств и покушений на убийство и на 26,0% число фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью (рис. 5).

Рис. 5. Динамика зарегистрированных убийств и умышленных причинений тяжкого вреда здоровью на транспорте в России за 2013—2017 гг.

Недостаточность профилактики правонарушений на транспорте проявилась в увеличении в 2017 г. числа преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, на 4,8% к значению 2016 г. и на 3,6% к значению 2015 г. (рис. 6), наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, сильнодействующих веществ (+5,0% к значению 2016 г.).

Рис. 6. Динамика зарегистрированных преступлений на транспорте, связанных с незаконным оборотом оружия и наркотических средств

При росте на 3,9% числа зарегистрированных преступлений на транспорте на территории России остается неизменным и число вовлечений несовершеннолетних в совершение преступлений или антиобщественных действий (рис. 7). Следует также отметить увеличение в 2017 г. зарегистрированных фактов взяточничества и злоупотреблений должностными полномочиями (по ст. 285, 290, 291 УК РФ) — на 14,1%.

Рис. 7. Динамика отдельных видов преступлений на транспорте (в %) в России за 2017 г.

Вместе с тем количество транспортных преступлений экономической направленности неуклонно уменьшается и в 2017 г. их число составило 5 877 (–6,1%), а число преступлений коррупционной направленности уменьшилось с 2 912 в 2016 г. до 2 169 в 2017 г. (–25,5%).

Особого внимания заслуживает ежегодный прирост числа экологических преступлений на транспорте в Российской Федерации. В январе—декабре 2017 г. выявлено 1304 преступлений данного вида (+28% к абсолютному значению 2013 г.), их удельный вес в общем числе зарегистрированных преступлений на транспорте составляет 3,4%. Данная проблема не остается без внимания у специалистов транспорта и освещается в эколого-правовой литературе. В [7] рассмотрены проблемы юридической защиты атмосферы при эксплуатации объектов железнодорожного транспорта, детально исследован документ «Экологическая стратегия ОАО “РЖД” на период до 2017 года и на перспективу до 2030 года».


Литература

  1. Суденко, В. Е. Транспортные преступления: особенности квалификации // Транспортное право и безопасность. — 2016. — № 11(11). — С. 15—20.
  2. Груздева, Л. М. Анализ состояния и структуры преступности на транспорте в Российской Федерации за 2013—2015 годы // Транспортное право и безопасность. — 2016. — № 5(5). — С. 34—38.
  3. Моисеева, П. М. Анализ статистических данных по отдельным видам преступлений на транспорте в Российской Федерации за 2013—2015 годы / П. М. Моисеева, Я. В. Шпицер // Транспортное право и безопасность. — 2016. — № 7(7). — С. 48—52.
  4. Груздева, Л. М. Статистическое исследование состояния и структуры преступности на транспорте в Российской Федерации за 2013—2016 гг. // Евразийское Научное Объединение. — 2017. — № 5(27). — С. 111—113.
  5. Борисов, А. В. О некоторых проблемах производства дознания по очевидным преступлениям на объектах транспорта // Транспортное право и безопасность. — 2017. — № 9(21). — С. 56—65.
  6. Паршаков, А. С. К вопросу о виктимологической профилактике преступлений на транспорте // Транспортное право и безопасность. — 2017. — № 8(20). — С. 20—27.
  7. Духно, Н. А. Правовая охрана атмосферного воздуха на железнодорожном транспорте / Н. А. Духно, В. И. Ивакин // Транспортное право и безопасность. — 2017. — № 12(24). — С. 7—22.

Literature

  1. Sudenko, V. E. Transport crimes: features of qualification // Transport law and safety. — 2016. — № 11(11). — P. 15—20.
  2. Gruzdeva, L. M. Analysis of the state and structure of crime in transport in the Russian Federation for 2013—2015 // Transport law and security. — 2016. — № 5(5). — P. 34—38.
  3. Moses, P. M. Analysis of statistical data on individual types of crime on transport in the Russian Federation for 2013—2015 years / P. M. Moiseeva, J. V. Spitzer // Transport law and security. — 2016. — № 7 (7). — P. 48—52.
  4. Gruzdeva, L. M. a statistical study of the status and structure of crime on transport in the Russian Federation for 2013—2016. / / Eurasian Scientific Association. — 2017. — № 5(27). — P. 111—113.
  5. Borisov, A. V. About some problems of inquiry for obvious crimes on objects of transport // Transport law and security. — 2017. — № 9 (21). — P. 56—65.
  6. Parshakov, A. S. on the issue of victimological prevention of crimes in transport / / Transport law and security. — 2017. — № 8(20). — P. 20—27.
  7. Duhno, N. A. Legal protection of atmospheric air in the railway / N. A. Dukhno, V. I. Ivakin // Transport law and security. — 2017. — № 12(24). — P. 7—22.

Другие статьи автора или выпуска: ,