Павлова В. А. Актуальные теоретические и практические аспекты применения системы дистанционного обучения в рамках реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации работников транспортных организаций

УДК: 378.018.43:656


Павлова Виктория Александровна - старший преподаватель, руководитель дополнительного профессионального образования Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ)


Аннотация. В статье анализируются проблемные и наиболее актуальные вопросы организации дистанционного обучения в рамках реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации работников транспортных организаций, исследована методика проведения занятий в целях формирования и систематизации у специалистов-транспортников, обучающихся по программам дополнительного профессионального образования, актуальных теоретических знаний. По результатам анализа опыта дистанционного обучения в процессе реализации дополнительных профессиональных программ предложены направления повышения эффективности системы повышения квалификации работников транспортных организаций в интересах реализации Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года.

Статья целиком →

Будай С. Н. Вопросы организации системы непрерывной подготовки сотрудников в условиях цифровой трансформации прокуратуры

УДК: 347.962:355.02


Будай Сергей Николаевич - кандидат юридических наук, доцент, декан факультета подготовки научных кадров Университета прокуратуры Российской Федерации


Аннотация. В статье представлены результаты разработки индивидуального проекта в форме существенно обновленной и актуализированной программы повышения квалификации педагогических работников «Использование электронной информационно-образовательной среды и информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе». Обосновано, что реализация программы в полной мере соотносится с целями и задачами цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры РФ. Доказано, что дальнейшая реализация программы Университетом прокуратуры РФ будет способствовать совершенствованию профессиональных компетенций преподавательского состава, необходимых для обеспечения эффективности непрерывной подготовки сотрудников в условиях цифровой трансформации в органах прокуратуры.

Статья целиком →

Землин А. И. Вопросы реализации программно-целевого и проектного подходов к непрерывному обучению кадров для решения общесистемных транспортных задач

УДК: 378.667.1:656


Землин Александр Игоревич - доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой «Транспортное право» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), заслуженный деятель науки Российской Федерации, руководитель направления Научно-экспертного совета Центра исследования проблем безопасности Российской академии наук, Zemlin.Aldr@yandex.ru


Аннотация. В статье исследованы правовые основы и практика применения программно-целевого и проектного подходов к решению общесистемных транспортных задач, в том числе в области подготовки кадров. Акцентируется внимание на роли непрерывного обучения специалистов на транспорте в интересах реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы». По результатам анализа теоретических основ и легализованных в законодательстве принципов и порядка построения системы правового обеспечения реализации программно-целевого и проектного подхода к решению задач развития транспортной системы России предложены направления совершенствования деятельности в указанной сфере.

Статья целиком →

Кленов М. В. Непрерывное образование в системе карьерных лифтов молодых специалистов на транспорте

УДК: 378.667.1:656


Кленов Михаил Владимирович - кандидат медицинских наук, проректор Российского университета транспорта (МИИТ)


Аннотация. В статье анализируется значение системы непрерывного образования в качестве фактора, обеспечивающего самоопределение и карьерный рост молодых специалистов на транспорте, рассматривается роль обучения в Российском университете транспорта как карьерного лифта для молодых специалистов на транспорте, формулируются некоторые предложения по вопросу совершенствования направлений молодежной политики, обеспечения взаимосвязи организационных и правовых стимулов саморазвития личности студента и молодого специалиста с механизмами формирования профессиональных компетенций работника транспортной отрасли в интересах развития транспортной системы России в соответствии с приоритетами, целями и задачами Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года.

Статья целиком →

Васильев А. В. Договор перевозки грузов (в том числе с использованием вагонов третьих лиц) по дореволюционному законодательству России

УДК: 656(091)(470+571)


Васильев Алексей Викторович - аспирант Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ)


Аннотация. Статья посвящена рассмотрению исторических аспектов становления и развития института договора перевозки грузов в отечественном законодательстве. Автор анализирует нормы Общего устава российских железных дорог 1885 г., определявшие права и обязанности договора перевозки грузов. Отдельно анализируются отношения сторон по данному договору в том случае, когда перевозчик использует подвижной состав (вагоны), принадлежащий третьим лицам. Ретроспективный анализ железнодорожного законодательства позволил автору сформулировать некоторые предложения по совершенствованию современного гражданского законодательства в части, касающейся договора перевозки грузов железнодорожным транспортом.

Статья целиком →

Петров Ю. И. Пути сообщения как фактор возникновения и развития пошлинного обложения и транспортного законодательства в доимператорской России

УДК: 656(091)(470+571)


Петров Юрий Иванович - кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры «Таможенное право и организация таможенного дела» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), petrov52@ro.ru


Аннотация. В статье рассматриваются пути сообщения, сложившиеся в Древней Руси в силу объективных исторических условий в результате размещения племенных союзов на территории русской равнины. Использование этих транспортных линий для торговли вело к ее расширению и развитию, и формированию пошлинных обрядностей, перераставших с годами в пошлинное обложение. В статье показано, как в Московском государстве пошлинное обложение получило значительное развитие, при этом отдельные пошлины использовались по целевому назначению, для сооружения и содержания транспортных путей. Такой ход развития государственных отраслей и институтов потребовал совершенствования правового регулирования, которое в XVII столетии начинает активно развиваться. В статье приводятся отдельные правовые источники, которыми регулировалось пошлинное обложение и эксплуатация транспортных линий. Большое внимание уделено анализу Соборного Уложения 1649 г., в ст. IX которого содержались правовые нормы по сбору проезжих пошлин и обеспечению сохранности и благоустройству дорог. Уделяя главное внимание проезжим пошлинам, глава регламентировала и порядок содержания дорог, мостов и перевозов, тем самым подчеркивая прямую связь благоустройства дорог с пошлинным обложением.

Статья целиком →

Сарсембаев М. А. Феномен международных транспортных коридоров Казахстана: их функционирование на основе международных договоров

УДК: 339.92:327


Сарсембаев Марат Алдангорович - доктор юридических наук, профессор кафедры международного права Евразийского национального университета имени Л. Н. Гумилева (г. Нур-Султан, Казахстан), daneker@mail.ru


Аннотация. Данная статья посвящена анализу статуса и направлений деятельности международных транспортных коридоров евразийского континента, к которым прямое отношение имеет Республика Казахстан. В критическом формате рассмотрены многосторонние международные договоры и конвенции, которые регулируют общие аспекты международных коридоров и международный транспортный договор в отдельности. Аналитическая проработка дана на примере соглашений о международных транспортных коридорах «Север—Юг» и «ТРАСЕКА». Приведены статистические данные, характеризующие результаты деятельности, имеющей отношение к международным транспортным коридорам. В статье сформулировано определение понятия международного транспортного коридора, цель которого заключается в обеспечении качественного обслуживания клиента, в доставке его груза точно в срок и сохраненном виде. Большое значение придано цифровизации, автоматизации, роботизации процессов транспортировки грузов по международным транспортным коридорам. Отмечено, что в транспортных законах Республики Казахстан отсутствуют нормы, имеющие отношение к управлению и функционированию международных транспортных коридоров. В результате критического рассмотрения статей международных договоров и соглашений, а также казахстанских законодательных актов, имеющих отношение к дорожному движению и путям сообщения, автором сформулированы предложения, рекомендации по совершенствованию как международных правовых, так и внутригосударственных правовых актов. Правовые проблемы транспортных коридоров в статье анализируются посредством методов контент-анализа, критического анализа, проработки взаимных связей внутренних и внешних вопросов темы. Предложения по совершенствованию текстов международных договоров и законов Республики Казахстан с их обоснованиями в общем виде сводятся к следующим: формулирование прав и обязанностей Координационного совета при международном транспортном коридоре «Север—Юг»; обоснование гражданско-правовой ответственности оператора по мультимодальным перевозкам; дополнительные средства разрешения споров между государствами-участниками; необходимость принятия нового казахстанского закона о логистических объектах вдоль транспортных коридоров.

Статья целиком →

Духно Н. А. Школа транспортного права

УДК: 347.463


Духно Николай Алексеевич - доктор юридических наук, профессор, директор Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации


Аннотация. В статье обосновывается, что в транспортной практике давно назрела потребность в создании структуры, способной сосредоточить усилия на плодотворном использовании и применении транспортного права в формировании транспортных отношений. Автор обосновывает необходимость создания школы транспортного права, ставит цель, задачи, которые предстоит решать этому новому образованию. Функционирование школы не требует бюджетного финансирования. Богатый опыт создания и развития Юридического института МИИТ подтверждает возможность образования такой школы, которая обеспечит разработку предложений по систематизации транспортного законодательства и сделает его более доступным для воплощения в транспортную практику. Объединив силы и средства, школа станет тем подразделением, которое сможет разрабатывать и внедрять уникальные программы дополнительного профессионального образования. Функционирование школы обеспечит рост уровня правовой культуры работников транспорта.

Статья целиком →

Павлова А. В. Правовые аспекты цифровой трансформации железнодорожного транспорта и логистики

УДК: 347.463:656.2


Павлова Алла Викторовна - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Таможенное право и организация таможенного дела» Юридического института Российского университета транспорта, alpav71@mail.ru


Аннотация. Современные информационные технологии и технические средства совместно с развитием научно-технического прогресса упраздняют границы между технологиями и наукой и способствуют проникновению инноваций во все сферы и отрасли экономики и социума. Формирование цифровой экономики является задачей стратегического развития Российской Федерации. Различные сферы и отрасли экономики России проходят через цифровую трансформацию на основе цифровых технологий. Железнодорожный транспорт и логистика, относящиеся к транспортно-логистической отрасли, не являются исключением. В статье рассмотрены актуальные правовые и нормативные аспекты, регулирующие транспортно-логистическую отрасль России на примере железнодорожной транспортной логистики и регламентацию ее цифровизации. Данные законодательные документы создают возможность осуществлять цифровое государственное регулирование и управление с целью достижения поставленных целей и максимального эффекта.

Статья целиком →

Рудакова Е. Н., Дмитриева О. А., Морковкин Д. Е. Направления совершенствования организации экспортных перевозок сырьевых грузов через железнодорожные пограничные переходы с учетом таможенных аспектов деятельности

УДК: 339.562.4


Рудакова Елена Николаевна - доктор политических, доцент, заведующая кафедрой «Таможенное право и организация таможенного дела» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), elena_nikolaevna_rf@mail.ru

Дмитриева Ольга Александровна - кандидат экономических наук, заместитель директора Юридического института по стратегическому развитию, доцент кафедры «Таможенное право и организация таможенного дела» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), davis6589@mail.ru

Морковкин Дмитрий Евгеньевич - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Таможенное право и организация таможенного дела» Юридического института Российского университета транспорта, MorkovkinDE@mail.ru


Аннотация. В настоящее время Россия является важным участником внешнеэкономической деятельности, так как поставляет множество сырьевых продуктов: нефть, газ, металлы, минералы, уголь и лесные грузы. Помимо реализации процедур экспорта и импорта в России осуществляются транзитные перевозки из-за удобного расположения нашей страны, связывающей Европу и Азию. Ключевым импортером российского сырья является Китайская Народная Республика, ежегодно увеличивающая объемы экспортных железнодорожных перевозок. В условиях общей либерализации транспортных процессов, сохранения регулирующей роли государства для координации транспортных отраслей и звеньев транспортной цепочки, международного транспортного сотрудничества и развития международных транспортных коридоров необходимо учитывать, что при организации экспортных перевозок сырьевых грузов одной из проблем остается объективная оценка их стоимости и на ее основе расчет платы за перевозку с подтверждением разрешения вывоза товара с таможенной территории РФ, которую авторы стараются разрешить.

Статья целиком →