Павлова А. В. Современное состояние и перспективы цифровизации грузового железнодорожного транспорта и логистики России

УДК: 338.47


Павлова Алла Викторовна - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Таможенное право и организация таможенного дела» Юридического института Российского университета транспорта, alpav71@mail.ru


Аннотация. Уровень цифровизации российского железнодорожного транспорта и логистики на данный момент времени отстает от мирового. Причины во многом экономические — заказчики пока считают избыточными большинство сервисов, которые несут с собой системы управления парком транспортных средств и телеметрии объектов, и не готовы в них инвестировать. Тормозит цифровизацию и несовершенство нормативной базы, а также отсутствие стандартов, позволяющих интегрировать решения разных производителей. Тем не менее к 2025 г. в российских железных дорогах за счет внедрения цифровых технологий планируется снижение доли эксплуатационных расходов на информационные системы до 5% в год. Ожидается, что совершенствование операционной модели информационных технологий позволит провести «оптимизацию» 15% ИТ-персонала и сэкономить на закупках до 1,2 млрд руб. В статье рассмотрены достигнутые результаты цифровизации в отрасли грузового железнодорожного транспорта Российской Федерации, а также перспективы применения и освоения цифровых технологий с целью оптимизации затрат коммерческих структур и государства, повышения конкурентоспособности на внутреннем и международном рынках.

Статья целиком →

Кобзева Е. И., Мисак А. Ю. Обеспечение безопасности эксплуатации транспорта в условиях цифровизации

УДК: 656:005.932


Кобзева Екатерина Ивановна - кандидат юридических наук, доцент кафедры «Теория права и природоресурсное право» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ)

Мисак Альбина Юрьевна - аспирант Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ)


Аннотация. Быстрое развитие современных технологий, основанных на использовании распределенного реестра и других информационных инноваций, привело к появлению принципиально иной системы экономических отношений, называемой «цифровой». Одним из ключевых направлений деятельности Российской Федерации на среднесрочную перспективу является развитие цифровой экономики. На современном этапе цифровизация служит основным фактором развития транспортной инфраструктуры и сферы транспортных услуг. Вопрос модернизации транспортной сферы занимает серьезные позиции во многих зарубежных стратегиях развития цифровой экономики. Для процветания цифровой экономики необходимы единообразные правовые положения, и в то же время этот единый свод законов не должен препятствовать распространению инноваций и прогресса в цифровой экономике. В статье рассматриваются вопросы, связанные с изменением транспортных услуг при переходе к цифровой экономике. Транспортная система играет огромную роль в развитии любого государства, при появлении новых технологий транспортные услуги все более смещаются в область цифрового рынка, становясь неотъемлемой частью цифровой экономики. Что касается вопроса обеспечения безопасности железнодорожного транспорта в условиях нового «цифрового» регулирования, то железнодорожная инфраструктура, безусловно, является критически важной инфраструктурой, в связи с чем различные сбои и отказы потенциально могут привести не только к нарушению жизнедеятельности на одном из видов существующего транспорта — железнодорожного, но и к нарушению жизнедеятельности целого государства, а возможно, и нескольких стран одновременно. В результате исследования сделан вывод, что одна из ключевых проблем заключается в том, что технологии развиваются быстрыми темпами, а законодательство находится под угрозой отставания.

Статья целиком →

Смирнова В. В., Правкин С. А. Проблемы нормативно-правового обеспечения автономного (беспилотного) железнодорожного транспорта

УДК: 347.463:656.2


Смирнова Вера Владимировна - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры «Административное право, экологическое право, информационное право» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), veryvera@list.ru

Правкин Сергей Алексеевич - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры «Административное право, экологическое право, информационное право» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), Pravkin@bk.ru


Аннотация. В статье рассматриваются правовые аспекты регулирования автономного железнодорожного транспорта в Российской Федерации. Частично или полностью автономный (беспилотный) железнодорожный транспорт функционирует во многих странах, в том числе и Российской Федерации. Использование беспилотных поездов позволит увеличить провозную емкость, гарантии безопасности перевозок, эффективнее использовать энергию, уменьшить простои составов, улучшить четкость и своевременность процесса транспортировки, так как человеческий фактор отсутствует. Технологии в этой области стремительно развиваются. В беспилотном направлении значительно продвинулись технологии, используемые на линиях метрополитена. Поэтому в настоящее время возникла необходимость в правовом регулировании как автономного (беспилотного) транспорта в целом, так и конкретных видов такого транспорта. Авторами проведен анализ законодательства России и зарубежных стран, регулирующего беспилотный транспорт. Особое внимание уделено железнодорожному транспорту. Отмечается, что в России и за рубежом отсутствует должное правовое регулирование автономного (беспилотного) железнодорожного транспорта. Автоматизация железнодорожного транспорта требует проведения комплексных мер для обеспечения безопасности осуществляемых перевозок. Делается вывод, о необходимости устранения пробелов в отечественном законодательстве путем принятия нового закона и внесения изменений и дополнений в существующее законодательство.

Статья целиком →

Гребенкина И. А., Гребенкина С. А., Благодир А. Л. Текущее состояние и тенденции развития инфокоммуникационной транспортной инфраструктуры в Российской Федерации

УДК: 656:005.932


Гребенкина Ирина Александровна - кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса Юридического факультета имени М. М. Сперанского Института права и национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, старший преподаватель кафедры гражданского права Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина, grebenkina.i@bk.ru

Гребенкина Светлана Александровна - старший преподаватель кафедры анализа рисков и экономической безопасности Финансового университета при Правительстве РФ, s.greb@list.ru

Благодир Алла Леонтьевна - доктор юридических наук, профессор кафедры трудового права и права социального обеспечения Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина, ablagodir@yandex.ru


Аннотация. Несмотря на осознание значимости цифровой трансформации транспортной инфраструктуры как основы безопасности жизнедеятельности, социального и экономического развития страны, остаются совершенно не изученными вопросы технического, юридического и финансового регулирования отношений цифровизации транспортного комплекса, детальной оценки влияния цифровых технологий на транспорте на социальные и экономические процессы в современном обществе. Новые вызовы глобализации, интеграции и цифровизации мировой экономики обусловливают необходимость перманентного совершенствования транспортной инфраструктуры, возрастающий в последние годы спрос на разработку и использование высокоавтоматизированных транспортных средств. В работе дана оценка современного состояния инфокоммуникационной транспортной инфраструктуры в России на основе анализа статистических данных, выявлены преимущества и ключевые общесистемные проблемы отечественной транспортной отрасли. Определены векторы развития российской транспортной системы, направления научно-технической политики современной транспортной отрасли РФ для обеспечения конкурентоспособности государства на международной арене, его социально-экономического роста и национальной безопасности с опорой на успешный зарубежный опыт, в частности, США, Сингапура, Японии, Китая, Германии. Выявлены перспективные направления использования беспилотных автотранспортных средств для улучшения качества жизни людей, развития предпринимательской деятельности, новых технологичных отраслей промышленности, освоения труднодоступных территорий с целью доставки полезных ископаемых, повышения инвестиционной привлекательности нашей страны и укрепления ее позиций на международной арене. В работе определены факторы, сдерживающие широкое применение высокоавтоматизированных транспортных средств на дорогах общего пользования в России, и пути их преодоления. Проанализирован режим «регулятивной песочницы» и попытки его законодательного закрепления в России и за рубежом.

Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ по договору № 19-29-06069\19.

Статья целиком →

Антонов О. А. Задержание лица, подозреваемого в транспортном преступлении

УДК: 343.9


Антонов Олег Алексеевич - кандидат юридических наук, доцент кафедры «Уголовное право, уголовный процесс и криминалистика» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ)


Аннотация. На всех видах транспорта и объектах транспортной инфраструктуры случаются катастрофы, аварии, инциденты и иные происшествия. Иногда они носят техногенный характер, но чаще являются результатом так называемого человеческого фактора. Кроме того, в транспортной сфере имеют место и преступления общеуголовного характера. В большинстве случаев виновные выявляются и задерживаются. В статье раскрывается отличие уголовно-процессуального задержания от административного задержания и схожих с ним по форме действий ограничительно-принудительного характера. Подробно рассматриваются условия и мотивы задержания подозреваемого по уголовному делу. Раскрываются правовые последствия составления протокола задержания и значение допроса подозреваемого. Автор настаивает на незамедлительности первого допроса подозреваемого непосредственно сразу после задержания. Также предлагается отказаться от практики задержания подозреваемого в кабинете следователя после предварительного его допроса в качестве свидетеля.

Статья целиком →

Суденко В. Е. Учет особенностей железнодорожного транспорта при доказывании по уголовным делам о транспортных преступлениях

УДК: 343.1


Суденко Владимир Егорович - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры «Уголовное право, уголовный процесс и криминалистика» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), почетный работник сферы образования


Аннотация. В статье рассматриваются специфические особенности железнодорожного транспорта, которые должны учитываться при расследовании уголовных дел о транспортных преступлениях. Дается описание норм и правил, действующих на железнодорожном транспорте, так или иначе связанных с доказыванием по уголовным делам о транспортных преступлениях. Особое внимание уделено понятию «специальные знания» применительно к железнодорожному транспорту. При расследовании транспортных происшествий на указанном виде транспорта необходимо учитывать то, что движение железнодорожного транспорта представляет собой единый производственный процесс, инкорпорирующий относительно самостоятельные этапы: посадка пассажиров и погрузка грузов в пассажирские и грузовые поезда; перевозка пассажиров и грузов от одного пункта до другого; высадка пассажиров и выгрузка груза в пункте назначения. Каждый из указанных элементов обладает своими специфическими операциями, осуществляемыми при подготовке, организации и выполнении железнодорожных перевозок. Объекты железнодорожного транспорта относятся к сложным инженерно-техническим конструкциям, а деятельность по их эксплуатации изначально квалифицируется правом в качестве источника повышенной опасности. С учетом сказанного в статье говорится, что для целей обеспечения прав и законных интересов граждан и охраняемых уголовным законодательством публичных и общественных интересов в сфере железнодорожного транспорта предполагается наличие у следователя помимо юридических знаний, еще и специальных познаний в области взаимодействия человека с железнодорожной техникой в целом, а кроме того знаний специфики организации движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.

Статья целиком →

Паршаков А. С. Безопасность на транспорте: особенности предупреждения преступлений военнослужащих

УДК: 343


Паршаков Александр Сергеевич - кандидат юридических наук, доцент кафедры «Уголовное право, уголовный процесс и криминалистика» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела Военного университета Минобороны России, почетный работник прокуратуры, полковник юстиции запаса, alexandrparshakov@yandex.ru


Аннотация. В статье рассматриваются особенности предупреждения преступлений военнослужащих, связанных с безопасностью дорожного движения и эксплуатацией транспорта. Автор исследует основные направления и конкретные меры предупреждения этих преступлений военнослужащих, исходя из характера причин и условий, способствующих их совершению, а также последствий их совершения. Им подчеркивается, что эти направления и меры предусмотрены нормативными правовыми актами в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и предупреждения преступлений. Одной из ключевых ролей при этом принадлежит Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018—2024 годы, которая направлена на устранение и нейтрализацию причин и условий, способствующих совершению дорожно-транспортных происшествий, в том числе в армии и на флоте. На основе анализа ведомственных нормативных актов автором рассматриваются конкретные меры предупреждения преступлений, реализация которых могла бы обеспечить безопасность вождения или эксплуатации боевых, специальных или транспортных машин военнослужащими. Помимо традиционных мер противодействия криминальному нарушению правил вождения или эксплуатации боевых, специальных или транспортных машин, автор предлагает повышать эффективность деятельности по выявлению латентных правонарушений военнослужащих и виктимологического аспекта в транспортной сфере.

Статья целиком →

Жаворонков В. А. Особенности дорожно-транспортных происшествий, совершаемых на железнодорожных переездах, и меры по их предупреждению

УДК: 343.3/.7


Жаворонков Владимир Алексеевич - старший преподаватель кафедры «Уголовное право, уголовный процесс и криминалистика» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), telec121.57@mail.ru


Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, характеризующие особенности механизма дорожно-транспортных происшествий (далее — ДТП), совершаемых на железнодорожных переездах различных категорий (оборудованных полным комплексом автоматических устройств обеспечения безопасности или оборудованных только ее некоторыми элементами), а также причины, способствующие их совершению. Подробно рассмотрена заключительная стадия ДТП и последствия наезда поезда на пересекающее железнодорожный переезд или остановившееся на путях автотранспортное средство. Кроме того, автором исследуются особенности действий участников дорожного движения, в частности, психофизиологические аспекты поведения водителей автотранспортных средств при ожидании открытия проезда по железнодорожному переезду и при пересечении ими железнодорожных путей, а также об их влиянии на возможность возникновения опасной дорожной ситуации. Определяя причины ДТП на железнодорожных переездах, а также факторы, влияющие на возможность их возникновения, в статье предлагаются некоторые конкретные меры по предупреждению и профилактике этих происшествий, основной идеей которых является дифференцированный подход в решению проблем, связанных с организаций безопасности движения на этих объектах, в том числе ликвидация железнодорожных переездов в регионах с разветвленной дорожной сетью и высокой плотностью движения автотранспортных средств и поездов. Здесь же проведен анализ мнений некоторых авторов, изложенных в последних научных источниках, в которых исследуются проблемы обеспечения безопасности движения на железнодорожных переездах и определяются основные направления ее повышения.

Статья целиком →

Ананенко А. О. Совершенствование законодательства в контексте технической эволюции беспилотных транспортных средств

УДК: 629.053


Ананенко Андрей Олегович - аспирант Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), andrey.ananencko2017@yandex.ru


Аннотация. В статье с теоретико-правовых позиций рассматривается отечественный и зарубежный опыт правового регулирования в области применения беспилотных транспортных средств (БТС). Это обусловлено масштабным внедрением БТС в основные области транспортной отрасли — космической, воздушной, железнодорожной, водной, автомобильной и др. Российская Федерация отстает от других государств в вопросе разработки законодательства, регулирующего использование БТС. В статье рассматриваются пути совершенствования отечественного законодательства в данной сфере.

Статья целиком →

Матвеева М. А. Обеспечение конституционных гарантий на неприкосновенность частной жизни человека в современной практике оказания потребительских услуг (на примере транспортной отрасли)

УДК: 342.7


Матвеева Мария Андреевна - кандидат юридических наук, доцент кафедры «Транспортное право» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), matveeva1987@mail.ru


Аннотация. Конституция РФ, среди прочих гарантий человека и гражданина, устанавливает право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну (ч. 1 ст. 23), а также содержит запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия (ч. 1 ст. 24). Кроме того, Конституцией РФ устанавливается, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства (ст. 2), реализация которой может выражаться в обеспечении их превентивной защиты посредством определения законных оснований собирания, хранения, использования и распространения сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, а также в установлении мер юридической ответственности (п. «в», «о» ст. 71, п. «б» ч. 1 ст. 72,), в том числе уголовно-правовых санкций за противоправные действия, причиняющие ущерб находящимся под особой защитой Конституции РФ правам личности. Анализируя вышеуказанные нормы Конституции РФ, можно констатировать, что неприкосновенность информации о частной жизни лица является базовым принципом, которым должны руководствоваться любые лица в своей деятельности в гражданском обороте. Вместе с тем современные технологии, повсеместное использование Интернета и таких маркетинговых инструментов, как таргетирование и персонализированные предложения, заставляют посмотреть на данную проблематику не с точки зрения юридического формализма, а с позиций целесообразности и соблюдения баланса между необходимостью соблюдать вышеназванные конституционные гарантии и реальной пользой для потребителя. В статье на основе анализа существующих коммерческих практик в области использования пользовательских данных на примере транспортной отрасли автор приходит к выводу о том, что баланс между частным интересом на соблюдение неприкосновенности частной жизни, гарантируемым Конституцией РФ, и коммерческим интересом на обработку личных данных для целей улучшения качества сервиса, вполне достижим при условии соблюдения сервисными предприятиями конституционных принципов и механизмов, создаваемых законодательными и поднадзорными органами для их исполнения.

Статья целиком →