Семенов С. А. Ведомственная охрана и транспортная безопасность: соотношение понятий

УДК: 342.951:351.82


Семенов Сергей Александрович - начальник федерального бюджетного учреждения «Служба морской безопасности»


Аннотация. В 2017 г. автором был проведен анализ различий между охраной и транспортной безопасностью, рассмотрены вопросы правоприменения и взаимоувязки нормативных правовых актов. Учитывая произошедшие за это время изменения законодательства о транспортной безопасности, приобретенный опыт, вновь выявленные коллизии, появилась необходимость вернуться к этой теме и скорректировать выводы. В данной статье проводится сравнение отдельных элементов правового статуса подразделений ведомственной охраны и подразделений транспортной безопасности. На основании анализа делается вывод об одинаковости правовых статусов подразделений ведомственной охраны и подразделений транспортной безопасности в части, касающейся защиты объектов транспортной инфраструктуры от противоправных посягательств и от актов незаконного вмешательства.

Статья целиком →

Лещов Г. Ю., Попов В. Л. Проблемы и перспективы экспертного сопровождения транспортной отрасли в России

УДК: 343.148.63


Лещов Геннадий Юрьевич - кандидат экономических наук, заместитель директора Юридического института по инновациям Российского университета транспорта (МИИТ)

Попов Валерий Леонидович - старший преподаватель кафедры «Криминалистика и судебная экспертиза» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ)


Аннотация. Основная цель обеспечения транспортной безопасности в России — это устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса. Основной задачей ее обеспечения является осуществление федерального государственного контроля (надзора) в сфере транспорта. С 1 июля 2021 г. вступили в силу Федеральный закон от 22 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и постановления Правительства РФ от 25 июня 2021 г. № 991 «Об утверждении положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области железнодорожного транспорта» и от 29 декабря 2020 г. № 2328 «О порядке аттестации экспертов, привлекаемых к осуществлению экспертизы в целях государственного контроля (надзора), муниципального контроля», которые предусмотрели возможность привлекать к осуществлению контроля (надзора) экспертов в сфере науки, техники и хозяйственной деятельности. 30 июля 2021 г. на базе Российского университета транспорта состоялся научно-практический семинар, посвященный реализации вышеуказанных нормативных актов, в ходе которого заместителем руководителя Ространснадзора В. Б. Гулиным были рассмотрены проблемные вопросы, касающиеся экспертной деятельности в сфере транспорта. Обоснована целесообразность создания Научно-экспертного совета Ространснадзора, в который должны войти ведущие ученые транспортных вузов страны. В дальнейшем на базе ассоциации «Высшие учебные заведения транспорта» будет сформирована саморегулируемая организация, которая позволит объединить в своем составе всех заинтересованных участников, объединив органы управления, обучения и контроля за деятельностью ее членов, в том числе экспертов в сфере транспорта.

Статья целиком →

Чеботарев В. Е. Вопросы обеспечения безопасности информационных систем

УДК: 004.056.5(075.8)


Чеботарев Владимир Евгеньевич - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Административное право, экологическое право, информационное право» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ)


Аннотация. Проблема безопасности информационных систем и, следовательно, информации как ключевого ресурса в современном информационном обществе — это то, с чем так или иначе сталкиваются все участники информационного взаимодействия во всех секторах ИКТ-среды. В статье анализируются научные и законодательные подходы к определению понятия и сущности информационной системы, типологии информационных систем, в результате чего предлагается авторский подход к определению исследуемой дефиниции, поднимается проблема «доверия в ИКТ-среде». Автор акцентирует внимание на неопределенности правового режима информационных систем, что напрямую оказывает отрицательное влияние на эффективность управления коммуникациями в информационных системах и защиту их от злоумышленников.

Статья целиком →

Лоскутов А. Н. Новые требования в авиационной безопасности. Гармонизация авиационной и транспортной безопасности

УДК: 347.822.4


Лоскутов Алексей Николаевич - начальник смены досмотра САБ АО «Аэропорт Абакан», Хакасский государственный университет имени Н. Ф. Катанова


Аннотация. Актуальность исследования обусловлена значением безопасности воздушных перевозок, степень которой напрямую зависит от своевременного наличия нормативно-правового порядка ее регулирования. В условиях повсеместного развития цифровых технологий информационная безопасность гражданской авиации играет важную роль в безопасном функционировании воздушного флота страны. Автором проводится анализ международного и национального права в части защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от несанкционированного вмешательства в системы управления воздушным движением и передачи критической информации, в рамках законодательства об авиационной и транспортной безопасности. В исследовании применялись формально-логический и сравнительный методы. По результатам исследования сформулированы выводы о приоритетных задачах законодателя по приведению национального права к единой позиции, соответствующей сложившейся международной практике обеспечения авиационной безопасности гражданской авиации.

Статья целиком →

Полякова Т. А., Бойченко И. С., Троян Н. А. Информационно-правовое обеспечение информационной безопасности в транспортной сфере в условиях цифрового развития

УДК: 656:005.932


Полякова Татьяна Анатольевна - доктор юридических наук, профессор, исполняющая обязанности заведующего сектором информационного права и международной информационной безопасности Института государства и права Российской академии наук, заслуженный юрист Российской Федерации, Polyakova_ta@mail.ru

Бойченко Игнат Сергеевич - кандидат юридических наук, научный сотрудник сектора информационного права и международной информационной безопасности Института государства и права Российской академии наук, 79154538848@yandex.ru

Троян Наталья Анатольевна - научный сотрудник сектора информационного права и международной информационной безопасности Института государства и права Российской академии наук, n-fadeeva@yandex.ru


Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания Института государства и права Российской академии наук «Правовое регулирование цифровой экономики, искусственного интеллекта, информационной безопасности» (№ 0136-2021-0042).

Аннотация. Статья посвящена информационно-правовому обеспечению информационной безопасности в транспортной сфере в условиях цифрового развития. Так, развитие информационно-телекоммуникационных технологий и цифровизация общественных отношений затронули и сферу транспорта и транспортных услуг. Появились не только новые средства передвижения, такие как беспилотные летательные аппараты, но и внедряются информационных систем, связанные с идентификацией пассажиров на транспорте. Развитие электронного взаимодействия между различными субъектами информационного обмена на транспорте является следствием глобальной цифровизации общественных отношений, создающей определенные риски обеспечения информационной безопасности, угрозу информационной инфраструктуре, задействованной в транспорте.

Статья целиком →

Духно Н. А. Состояние правовой охраны окружающей среды на водном транспорте России

УДК: 629.5.068.3


Духно Николай Алексеевич - доктор юридических наук, профессор, советник ректората Российского университета транспорта (МИИТ), почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, naduhno@ui-miit.ru


Аннотация. Цель настоящей статьи ― определить состояние окружающей среды в сфере водного транспорта; установить степень влияния водного транспорта на загрязнение окружающей среды; выявить роль правовых средств в охране окружающей среды в сфере водного транспорта; обосновать необходимость принятия новых мер по совершенствованию правового воздействия в охране окружающей среды, в сфере деятельности водного транспорта. Исследование осуществлялось на основе научных методов поиска, оценки, сравнения, статистики, прогнозирования, как средств познания теоретических, нормативных правовых и практических источников, отражающих процессы охраны водных объектов, используемых водным транспортом. Метод анализа источников, в которых содержатся сведения о состоянии водных объектов, о степени их загрязнения, о воздействии права на охрану водных объектов в сфере водного транспорта о влиянии загрязнения воды на здоровье человека обеспечил обоснование выводов по данной научной работе. Установлено, что вредное воздействие объектов и средств водного транспорта не так велико по сравнению с иными источниками загрязнения водных объектов и окружающей среды в районах функционирования водного транспорта. Определена низкая результативность процессов влияния правовых источников и правовых средств на отношения, возникающие при правовой охране окружающей среды на объектах водного транспорта. Выявлены факты несовместимых процессов между принятием законов и воплощением их в правоотношения по охране водных объектов, несоответствия между правовыми требованиями по охране окружающей среды и деятельностью, загрязняющей водные объекты. Научным результатом стали выводы о слабом влиянии правовых источников и правовых средств на охрану окружающей средств в сфере водного транспорта. Исследования подтверждают необходимость создания новых правовых мер по обеспечению благоприятной окружающей среды в сфере водного транспорта. Влияние водного транспорта на неудовлетворительное состояние водных объектов не является основным источником загрязнения окружающей среды, но меры правового воздействия на деятельность в сфере водного транспорта могут достичь правового порядка, уровень которого обеспечит сохранение окружающей среды, не вызывающей опасности здоровью человека и природным объектам. Для этого необходимы существенные изменения источников права и средств его воплощения в правовой порядок на водных объектах. Развитие правовых источников и правовых средств необходимо осуществлять новыми способами, обеспечивающими преобразование права в функциональный инструмент, человека в личность с устойчивым правовым мировоззрением. Направление такого развития образует юридические условия для становления правового порядка, гарантирующего сохранение окружающей среды не только на водных объектах, но и на других природных объектах в благоприятном для человека состоянии.

Статья целиком →

Мажинский Р. А. Использование цифровых технологий при идентификации водителя для выявления и расследования угонов автотранспортных средств каршеринга

УДК: 343.711


Мажинский Роман Александрович - преподаватель Правового колледжа Российского университета транспорта (МИИТ), roman_mazik@mail.ru


Аннотация. В статье затрагивается правовая и техническая проблема идентификации водителя при краткосрочной аренде — каршеринге. В связи с особой электронно-цифровой процедурой заключения арендного договора и доступа к получению услуги и автотранспортного средства участились случаи неправомерного завладения транспортным средством без цели хищения с использованием поддельного (чужого) аккаунта. Автор проводит анализ некоторых уже имеющихся и широко используемых в разных отраслях цифровых технологий и предлагает их внедрение для пресечения, выявления и расследования угонов автотранспортных средств каршеринга.

Статья целиком →

Нурушев А. А., Становая О. В. Первоначальные следственные действия по дактилоскопированию и установлению личности неопознанных трупов, обнаруженных на железнодорожном транспорте

УДК: 343.985.7


Нурушев Арстангали Амангалиевич - кандидат юридических наук, доцент кафедры трасологии и баллистики Волгоградской академии МВД России, arsik.nur@yandex.ru

Становая Ольга Владимировна - преподаватель кафедры криминалистики Волгоградской академии МВД России, Stanovoy.70@mail.ru


Аннотация. В статье рассматриваются некоторые особенности дактилоскопирования трупов непосредственно на месте их обнаружения и связанные с этим проблемы в рамках проведения осмотров мест происшествий на железнодорожном транспорте. Посредством обобщенного опыта авторы дают практические советы по дактилоскопированию обнаруженных трупов с учетом воздействия таких неблагоприятных факторов, низкие температуры, посмертные изменения поверхности тканей и мышц — трупное окоченение, гниение, мацерация. В данной работе описаны приемы и способы дактилоскопирования трупов в возникших ситуациях на месте происшествия. Примененный алгоритм действий существенно позволит улучшить работу специалистов в данном направлении с учетом вышеуказанных особенностей.

Статья целиком →

Суденко В. Е. Проблемные вопросы привлечения специалистов к расследованию транспортных преступлений

УДК: 343.985


Суденко Владимир Егорович - кандидат юридических наук, доцент кафедры «Уголовное право, уголовный процесс и криминалистика» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ)


Аннотация. В статье рассматриваются отдельные проблемные вопросы, возникающие при использовании специальных знаний в ходе расследования транспортных преступлений. Особенное внимание уделено использованию помощи специалистов при осмотре места транспортного происшествия, поскольку даже самый опытный следователь, обладающий большим объемом правовых знаний, вряд ли сможет самостоятельно, без привлечения специалистов в сфере транспорта правильно описать отдельные объекты, обнаруженные на месте происшествия, верно назвать ту или иную деталь или ее разрушенную часть. Отмечается, что одному человеку (следователю) объективно невозможно овладеть всеми тонкостями самых различных видов транспорта, в том числе железнодорожного, морского, иного водного, авиации, метрополитена, автомобильного. При этом каждая из транспортных отраслей имеет массу объектов транспортной инфраструктуры. И только использование помощи специалистов в той или иной отрасли транспорта позволяет эффективно расследовать уголовные дела по транспортным преступлениям. Обращается внимание на отдельные пробелы и шероховатости уголовно-процессуального законодательства, отрицательно сказывающиеся на определении компетентности и практических навыков лица, привлекаемого в качестве специалиста к проведению отдельных следственных действий и подготовке заключения по возникшим вопросам, требующим для своего разрешения специальных знаний. Подробно описываются требования к компетентности и знаниям специалиста, приглашаемого к участию в производстве следственных действий либо для консультационных услуг по рассматриваемым материалам и по уголовным делам о транспортных преступлениях. Определяются основания для отвода лица, приглашенного в качестве специалиста, от участия в расследовании.

Статья целиком →

Жаворонков В. А., Киселевич И. В., Хрусталев В. Н., Шкоропат Е. А. Использование специальных знаний в расследовании преступлений на транспорте

УДК: 343.98


Жаворонков Владимир Алексеевич - кандидат юридических наук, доцент кафедры «Уголовное право, уголовный процесс и криминалистика» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), telec121.57@mail.ru

Киселевич Игорь Валентинович - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры «Уголовное право, уголовный процесс и криминалистика» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), riss2862@mail.ru

Хрусталев Виталий Николаевич - доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры «Уголовное право, уголовный процесс и криминалистика» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), Khrustaluov@yandex.ru

Шкоропат Елена Антоновна - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры «Уголовное право, уголовный процесс и криминалистика» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), shkoropat@mail.ru


Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы использования специальных знаний при проведении предварительного расследования преступлений, совершенных на объектах транспортной инфраструктуры. Авторами обобщены научные аспекты и практические подходы (в том числе на основе личного экспертного опыта) применения криминалистических знаний и привлечения специалистов к участию в следственных действиях и оперативно-розыскных мероприятиях с целью установления обстоятельств, способствующих объективному и эффективному раскрытию и расследованию преступлений. Освещены возможности использования результатов применения специальных знаний на объектах транспорта. Даны рекомендации по привлечению специалистов для оказания помощи в получении розыскной и доказательственной информации, выдвижении и проверке различных оперативно-розыскных и следственных версий и воссоздания картины события преступления. Результаты могут быть использованы в деятельности органов предварительного следствия, дознания, судебно-экспертных организаций, а также в учебном процессе по специальностям «Судебная экспертиза», «Правовое обеспечение национальной безопасности» и «Правоохранительная деятельность».

Статья целиком →