Мамитова Н. В. Правовая экспертиза нормативных правовых актов на предмет угроз безопасности: теоретико-правовой аспект

УДК: 614.8(075.8)


Мамитова Наталия Викторовна - доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры государствоведения Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, nvmamitova@mail.ru


Аннотация. В статье рассматривается правовая экспертиза как инструмент, играющий существенную роль в обеспечении национальной безопасности, исследование проблем которой на современном этапе развития юридической науки крайне актуально. Правовая экспертиза в современной России позволяет в том числе выявить угрозы национальной безопасности в целом и отдельных ее видов в частности. Расширение института правовой экспертизы применительно к отдельным объектам национальной безопасности представляется делом ближайшей перспективы с учетом роста количества вызовов и угроз в современном мире. Прежде всего это относится к информационной и продовольственной безопасности. В целях исследования используется понятие «правовая безопасность», анализируются различные взгляды на данное явление. Делается вывод, что оптимальным подходом было бы, с одной стороны, использование в науке о безопасности права как самостоятельного объекта национальной безопасности, а с другой — понимание правовой безопасности как защищенности самого права в государстве от произвола властей всех ветвей и уровней или отдельных представителей власти, т.е. предлагается некоторое сужение содержания понятия «правовая безопасность» по сравнению с пониманием данного объекта безопасности некоторыми учеными. Анализируется эффективность антикоррупционной экспертизы как вида правовой экспертизы, который, противостоя наличию в нормативных правовых актах норм, способствующих коррупционным проявлениям, также играет существенную роль в обеспечении безопасности личности, общества и государства. Делается вывод о том, что проведение правовой экспертизы должно быть обязательным, независимо от состояния права.

Статья целиком →

Алексеев К. В. Русский язык как объект национальной безопасности Российской Федерации

УДК: 372.882


Алексеев Кирилл Васильевич - кандидат филологических наук, доцент, декан факультета русской филологии и национальной культуры Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина, ki.alekseev@gmail.com


Аннотация. В статье рассматривается русский язык как объект национальной безопасности Российской Федерации, специфическими чертами которого прежде всего является то, что он одновременно входит в систему обеспечения всех трех основополагающих объектов безопасности: безопасности личности, общественной безопасности и государственной безопасности. Кратко описываются связанные с современным состоянием государственного языка России угрозы, к которым, в частности, относятся неоправданное использование иноязычной лексики; никем не контролируемое и ничем не мотивированное, кроме привлечения внимания, использование в названиях различных коммерческих организаций и предприятий латиницы или смешение латиницы и кириллицы; огромное количество англоязычных заимствований, используемых прежде всего в Интернете; снижающийся уровень грамотности и профессиональной компетентности государственных и муниципальных служащих; правописание в нормативных правовых актах, отличающееся от нормативного; отсутствие правового регулирования издательской деятельности и др. Представлен лаконичный анализ Стратегии национальной безопасности Российской Федерации 2021 г., в том числе в сравнении со Стратегией национальной безопасности 2015 г. Показывается, что в целом, несмотря на некоторые недочеты, Стратегия 2021 г. открывает серьезные перспективы для кардинальных изменений в сфере защиты и поддержки государственного языка Российской Федерации. Делается общий вывод, что русский язык как государственный является специфическим объектом национальной безопасности России. Его можно отнести к универсальному объекту государственной безопасности, личной безопасности и общественной безопасности (причем, всех трех одновременно). Государственный язык России выступает в качестве своего рода гаранта иных объектов указанной триады, например, территориальной целостности в сфере государственной безопасности или духовной и материальной ценности в области общественной безопасности.

Статья целиком →

Ордина О. Н. Акты делегированного законодательства в зарубежных странах, регулирующего сферу транспортной деятельности (вестминстерская модель)

УДК: 342.92


Ордина Ольга Николаевна - кандидат юридических наук, доцент кафедры «Экономическая теория и менеджмент» Российского университета транспорта (МИИТ), доцент кафедры «Теория и история государства и права» Московского университета имени С. Ю. Витте, ordinolga@yandex.ru


Аннотация. В статье с целью выявления правовой природы анализируются наиболее значимые источники транспортного права в зарубежных странах, которыми являются нормативные правовые акты, изданные (принятые) органами исполнительной власти в порядке делегирования им законодательными органами части своих полномочий и имеющие силу закона. Для осуществления делегированного законодательства парламент должен издать специальный акт, который предоставляет администрации делегированные полномочия. Акты делегированного законодательства могут даже содержать конституционные нормы. В статье детально анализируются акты делегированного законодательства в сфере транспорта в странах англосаксонской правовой системы. Автором отмечается, что для обозначения понятия делегированного законодательства в зарубежной литературе используются следующие термины: «правительственное законодательство», «административное законодательство», «президентское законодательство», «законодательство исполнительной власти», «указное право» и др. Делегированное законодательство как самостоятельный институт складывается и оформляется на рубеже ХIХ—ХХ вв. В качестве причин появления этого явления называются как возрастающие потребности административно-правового регулирования зарубежных стран, так и сосредоточение всей государственной власти в руках органов исполнительной власти и подчиненной ей публичной администрации. Автор считает, что опыт западных стран в сфере создания делегированного законодательства, регулирующего сферу транспортной деятельности, актуален для современной России.

Статья целиком →

Правкин С. А., Смирнова В. В. Информационные технологии в транспортной сфере: правовой аспект

УДК: 004.89:656


Правкин Сергей Алексеевич - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры «Административное право, экологическое право, информационное право» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), pravkin@bk.ru

Смирнова Вера Владимировна - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры «Административное право, экологическое право, информационное право» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), veryvera@list.ru


Аннотация. Цифровая трансформация перевозочного процесса является следствием реализации транспортной перевозки в цифровом формате. Электронные способы оформления транспортного договора выходят на первый план. В статье указывается на то, что многообразные соглашения в цифровом формате способствуют быстрому развитию рынка перевозки. Большое значение в сфере перевозок имеют информационные технологии, выступающие предметом договора. Кроме того, важным моментом является получение доступной транспортной услуги с помощью информационных сервисов. Поэтому на транспорте должны быть развиты такие сервисы. Авторами статьи делается вывод о необходимости создания новой единой операционной системы управления на транспорте посредством цифровых технологий и обеспечения ее правового регулирования.

Статья целиком →

Ивакин В. И. Правовой режим земель железнодорожного транспорта как объекта природной среды

УДК: 349.6:656.2


Ивакин Виктор Иванович - кандидат юридических наук, доцент кафедры административное право, экологическое право, информационное право Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), list.interneta@yandex.ru


Аннотация. Актуальность данной статьи выражается в том, что это один из немногих научных трудов в истории российской юриспруденции, который непосредственно посвящен правовой охране земель железнодорожного транспорта как природного ресурса. До этого земли анализируемого вида в науке рассматривались в подавляющем большинстве случаев как объекты права собственности и как объект хозяйственной деятельности. Проанализировано законодательство, включая законы, приказы, положения, и иные акты, выявлено несовершенство законодательной техники и правовой терминологии, сделаны соответствующие выводы и предложения.

Статья целиком →

Горовой В. В., Щербинина И. В., Зыков В. В. Проблемы социально-правового обеспечения в области оплаты труда сотрудников правоохранительных органов России на транспорте

УДК: 349.2:351.74


Горовой Виктор Владимирович - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры «Уголовное право, уголовный процесс и криминология» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), gorovoi69@mail.ru

Щербинина Ирина Васильевна - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры правовых дисциплин Государственного образовательного учреждения высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет», irchа8099@mаil.ru

Зыков Вячеслав Викторович - кандидат юридических наук, доцент кафедры правовых дисциплин Государственного образовательного учреждения высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет», slаwа-64@mаil.ru


Аннотация. Статья является продолжением ранее опубликованной статьи «Актуальные проблемы административно-правового регулирования социальной защиты сотрудников органов внутренних дел правоохранительных органов Российской Федерации» [4], в которой описаны коллизии законодательства, выявленные в ходе научного анализа специальных норм законодательства РФ, регулирующих служебную деятельность сотрудников транспортной полиции России и сотрудников транспортного отряда мобильного особого назначения (ОМОН) Росгвардии. Теоретическую и практическую основу статьи составляют решения высших судов, наработки ведущих специалистов, которые исследуют и выделяют общие проблемы регулирования служебной деятельности сотрудников транспортной полиции России и сотрудников ОМОН Росгвардии. Авторами рассматриваются и показываются пути решения вопросов социально-правового обеспечения всех сотрудников правоохранительных органов РФ на современном этапе развития. В частности, в рамках реализации государственных гарантий рассматриваются меры и механизмы социально-правового обеспечения по оплате труда сотрудников транспортной полиции России и сотрудников ОМОН Росгвардии государственными органами РФ.

Статья целиком →

Шишкина Е. В., Куриленко Ю. А. Роль войск национальной гвардии в обеспечении транспортной безопасности

УДК: 342.951


Шишкина Елена Васильевна - кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и административного права Саратовского военного ордена Жукова Краснознаменного института войск национальной гвардии Российской Федерации, innashishkina@yandex.ru

Куриленко Юлия Александровна - кандидат юридических наук, заместитель начальника кафедры информатики и математики Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя, kurilenko.yul@yandex.ru


Аннотация. В статье рассмотрены и охарактеризованы транспортная безопасность и ее виды, роль войск национальной гвардии в ее обеспечении, в том числе с использованием беспилотных летательных аппаратов. Акцентируется внимание на вопросе противодействия террористическим угрозам, в том числе на объектах транспортной инфраструктуры. Определены возможности Росгвардии в обеспечении транспортной безопасности совместно с другими органами исполнительной власти, с применением новейших разработок беспилотных летательных аппаратов российского производства с высокотехнологичными возможностями.

Статья целиком →

Корякин И. И., Барашкова М. М. Некоторые вопросы реализации административной ответственности участников дорожного движения

УДК: 342.951


Корякин Иван Иннокентьевич - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры конституционного, муниципального и международного права Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова, ivaninnok@mail.ru

Барашкова Милена Михайловна - инспектор по делам несовершеннолетних отделения МВД России по Горному району Республики Саха (Якутия), barmilena9595@vail.ru


Аннотация. Статья посвящена анализу действующего законодательства и практике его применения в сфере административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения. Затронуты актуальные вопросы и предложены способы совершенствования нормативных правовых актов федерального и регионального уровня, регулирующих вопросы обеспечения интересов участников дорожного движения.

Статья целиком →

Афанасьева О. Р. Эффективность административного наказания за административные правонарушения в области дорожного движения

УДК: 342.9


Афанасьева Ольга Романовна - доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры «Уголовное право, уголовный процесс и криминология» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), afanasevаor@yandex.ru


Аннотация. Безопасность дорожного движения относится к числу важных государственных задач, что еще раз было отмечено в Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018—2024 годы. В связи с этим в целях повышения эффективности административного наказания, начиная с 2005 г. государство реализует меры, направленные на ужесточение и корректировку норм права, закрепляющих административную ответственность за совершение административных правонарушений в области дорожного движения. Автор, проанализировав изменения диспозиций и санкций норм административного законодательства, выделил основные тенденции их изменения. В качестве одной из представляющих интерес тенденций была отмечена совокупность изменений административного законодательства, предполагающих усиление административной ответственности физических и юридических лиц за наиболее серьезные административные правонарушения в области дорожного движения. Между тем автор, проведя анализ корреляционной взаимосвязи изменений административного законодательства с рядом факторов, характеризующих строгость закона, делает вывод о низкой корреляции размера административного наказания с уровнем правонарушаемости. В продолжение высказанного предположения автор приводит ряд аргументов, подтверждающих низкую эффективность системы административных наказаний за совершение правонарушений в области дорожного движения, следовательно, и ужесточение ответственности. В статье автором негативно оценивается акцентирование внимания на фискально-финансовой функции административного наказания в виде административного штрафа в ущерб воспитательным и профилактическим функциям наказания. В статье автор также приводит результаты анализа назначения и исполнения административного штрафа за административные правонарушения в области дорожного движения. В заключении делается вывод, что современный подход, связанный с ужесточением административной ответственности за рассматриваемые нарушения, представляется, на первый взгляд, оправданным, однако результаты исследования ставят вопрос о целесообразности и низкой эффективности бесконечного увеличения штрафных санкций.

Статья целиком →

Подобед И. В. Установление срока эксплуатации транспортных средств при пассажирских перевозках законами субъектов Российской Федерации как реализация их полномочий по предметам совместного ведения с Российской Федерацией в сфере пассажирских перевозок в целях обеспечения безопасности дорожного движения

УДК: 347.822:351.814:629


Подобед Ирина Владимировна - начальник управления правового и кадрового обеспечения Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области


Аннотация. В статье проведен нормативно-правовой анализ проблематики и эффективности механизмов реализации субъектами РФ полномочий по вопросам совместного ведения с Российской Федерацией в сфере пассажирских перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с целью обеспечения их безопасности путем установления региональным законом требований к максимально допустимому сроку эксплуатации транспортных средств, используемых для осуществления регулярных пассажирских перевозок. В ходе исследования были использованы формально-юридический, диалектический, системно-структурный методы и метод сравнения. В результате исследования определены проблемы осуществления нормативно-правового регулирования вопросов обеспечения безопасности в сфере регулярных пассажирских перевозок на уровне субъектов РФ как реализация их полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. Сформулирован вывод об эффективности реализации такого механизма обеспечения безопасности при осуществлении регулярных пассажирских перевозках, как установление законом субъекта РФ максимального срока эксплуатации транспортных средств. Обосновывается тезис, что целесообразно в опережающем порядке регулировать вопросы организации пассажирских перевозок, не урегулированных на федеральном уровне, с целью обеспечения безопасных и комфортных перевозок.

Статья целиком →