Корнукова М. С. Терминологическая неопределенность правового регулирования перевозок с участием различных видов транспорта

УДК: 347:347.763


Корнукова Мария Сергеевна - Российский университет транспорта (МИИТ), KornukovaMS@economy.gov.ru


Аннотация. Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время наиболее эффективным способом осуществления перевозок, позволяющим обеспечить высокую грузоподъемность, быстроту и своевременность доставки грузов в пункт назначения и высокий уровень транспортной безопасности, является перевозка, совершаемая различными видами транспорта (прямая смешанная перевозка). Вместе с тем правовое регулирование прямых смешанных (мультимодальных) перевозок оставляет ряд нерешенных проблем и вопросов правового характера. Поэтому развитие организации прямых смешанных (мультимодальных) перевозок является одной из актуальных стратегических задач транспортного сектора России. Статья посвящена изучению основных терминологических подходов отечественных и зарубежных ученых при описании перевозок различными видами транспорта. Автором исследуется проблема терминологической неточности и отсутствия единого подхода при раскрытии сущности понятий «прямая смешанная перевозка», «комбинированная перевозка», «перевозка в прямом смешанном сообщении», «интермодальная перевозка», «мультимодальная перевозка». В результате анализа отраслевого транспортного законодательства, а также проекта федерального закона «О прямых смешанных (комбинированных) перевозках» автором выявлен ряд недостатков современного транспортного законодательства РФ, внесены предложения, направленные на его совершенствование. Цель исследования состоит в изучении системы различных взглядов и подходов для формирования единой концепции толкования терминов в транспортной сфере, их систематизации и совершенствования. В статье автором рассмотрены основные преимущества перевозок, совершаемых различными видами транспорта, выявлен ряд проблемных аспектов в области правового регулирования указанного вида перевозок.

Статья целиком →

Шахназарян Э. Ф. Логистика международных перевозок: влияние пандемии

УДК: 341.9:656.078


Шахназарян Эдуард Флоберович - Главное управление Минюста России


Аннотация. Пандемия коронавируса нарушила непрерывную цепочку взаимодействия между производителем и потребителем, заставила внести серьезные корректировки в логистику большинства компаний. В настоящей статье на примере России, Китая и Европы рассматриваются влияние пандемии, а также введенные ограничительные меры в сферу перевозок на различных видах транспорта. В статье дана квалификация обстоятельствам непреодолимой силы со стороны законодателя. Актуальной проблемой также является тот факт, что суды Российской Федерации не относят пандемию коронавируса к обстоятельствам непреодолимой силы, что лишает стороны быть освобожденными от гражданско-правовой ответственности ввиду наступления таких обстоятельств. Несмотря на это, в процессе исследования на примере судебной практики удалось отметить тенденцию к определенным послаблениям должникам со стороны судов (снижение размеров неустойки, штрафных санкций и т.д.).

Статья целиком →

Лещов Г. Ю., Борисова С. В. Саморегулирование в сфере транспортного образования как разновидность правового регулирования на транспорте

УДК: 378.018.43:656


Лещов Геннадий Юрьевич - кандидат экономических наук, Российский университет транспорта (МИИТ)

Борисова Светлана Валентиновна - кандидат юридических наук, доцент, Российский университет транспорта (МИИТ)


Аннотация. Данная статья посвящена исследованию саморегулирования как разновидности правового регулирования в сфере транспортного образования и его организационным формам в виде саморегулируемых организаций, призванных обеспечить дополнительной механизм контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов в указанной сфере. Предложена новая форма саморегулирования в сфере транспортного образования на основе расширенного и смешанного характера субъектного состава участия. Авторами сформулированы конкретные предложения по изменению норм законодательства о саморегулируемых организациях и об образовании.

Статья целиком →

Федорова Е. Л. Социологическое исследование профессиональной мотивированности студентов столичных и региональных транспортных вузов (коммуникативный аспект)

УДК: 316:378.937


Федорова Елена Леонидовна - кандидат филологических наук, Российский университет транспорта (МИИТ), fedorel2016@yandex.ru


Аннотация. Работа представляет собой социологическое исследование, посвященное проблеме профессиональной мотивированности студентов, получающих высшее образование в транспортных вузах столицы и регионов, и связанным с этим особенностям обучения. В исследовании приняли участие студенты первого курса, обучающиеся в Юридическом институте Российского университета транспорта (МИИТ) и студенты первого курса Ростовского государственного транспортного университета (РГУПС). В статье представлена анкета, ответы на вопросы которой легли в основу представленного исследования. Также рассмотрена тесная взаимосвязь профессиональной мотивированности и трудоустройства студентов после окончания вуза. Анализ показывает, что уже на первом курсе возможно выявление обучающихся, которые в дальнейшем не будут работать по выбранной специальности. Прилагаемые преподавательским составом усилия по мотивированию студентов, погружение их в профессию с начала учебы помогут сократить количество тех студентов, кто не планирует работать в выбранной для обучения сфере.

Статья целиком →

Нестеров Е. А. Нормативно-правовое регулирование деятельности автошкол в России

УДК: 351.811.122:629


Нестеров Евгений Александрович - кандидат юридических наук, директор Юридического института, Российский университет транспорта (МИИТ)


Аннотация. В настоящее время организации по подготовке водителей в 70% случаев представляют собой коммерческую компанию, стремящуюся, в первую очередь, к прибыли, т.е. любой ценой выпустить ученика и представить его на государственный экзамен в ГИБДД. В такой ситуации говорить о качестве и внимательном отношении к проблемам подготовки водителей не приходится. Проведенные в 2013 г. реформы в сфере подготовки водителей не только не смогли полностью внести ясность и заполнить пробелы в действующем законодательстве, но породили новые вопросы, ответы на которые до настоящего время отсутствуют. Приказом МВД России от 20 февраля 2021 г. № 80 утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений. Новые правила представляют собой компиляцию лучшего зарубежного опыта, который можно применить в российских условиях. Какие же изменения внесены в правила сдачи экзамена для получения водительского удостоверения? Будем надеяться, что ужесточение правил положительно скажется на качестве знаний обучающихся. В этом случае автошколам придется не только натаскивать на правильные ответы, но и обеспечить доскональное изучение будущими водителями учебной программы, выполнение которой проверять на внутреннем экзамене.

Статья целиком →

Цечоев В. К. Либерализация общественных отношений и организационно-правовое совершенствование советских суда, милиции и юстиции в 1953―1960-х годах

УДК: 342.56(091)


Цечоев Валерий Кулиевич - доктор юридических наук, профессор факультета экономики, управления и права Ростовского государственного университета путей сообщения (РГУПС)


Аннотация. В настоящей статье рассматривается совершенствование работы и реформа советских суда, милиции, в том числе транспортной, юстиции, в 1953―1960-гг. Акцентируется внимание на организационно-правовых основах советской правоохранительной системы в связи с изменениями в судебной системе и в органах и учреждениях юстиции.

Статья целиком →

Секушин С. В. Ретроспективный обзор развития правовых режимов имущества железных дорог и современное регулирование в России

УДК: 656.2


Секушин Сергей Владимирович - заместитель генерального директора акционерного общества «Институт экономики и развития транспорта»


Аннотация. В статье приведен ретроспективный исторический анализ общественных отношений, регулирующих вопросы принадлежности железных дорог в России и за рубежом. Сделан сравнительный обзор всего спектра возможных правовых режимов использования объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования в современной России (на примерах ОАО «РЖД», акционерных обществ «Акционерная компания “Железные дороги Якутии”», «Ямальская железнодорожная компания» и др.), включая проекты новых линий, создаваемых на условиях государственно-частного партнерства.

Статья целиком →

Тарасенко Ю. А. Начало правового регулирования перевозки в России

УДК: 347.463


Тарасенко Юрий Александрович - кандидат юридических наук, доцент кафедры «Гражданское право, международное частное право, гражданский процесс» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), tarasenkou69@mail.ru


Аннотация. Отношения по перевозке грузов (товаров) берут свое начало еще в Древней Руси. Однако перевозка этого периода характеризовалась тем, что собственник груза был одновременно и перевозчиком. Вследствие этого правила, регулирующие перевозку как отдельный вид обязательств, не формировались. Такое положение сохранялось на протяжении всего удельного периода Руси (XII―XIV вв.) и Московского централизованного государства (XV―XVII вв.). Нормы действующего в те времена права не касались вопросов перевозки. Впервые правовое регулирование перевозки, как отношение между собственником груза и владельцем судна, появилось в XVIII в. Не имея отечественных истоков, нормативное регулирование отношений перевозки целиком имело заимствованный характер. Образцом для российских актов в сфере перевозки стали вначале нормы голландского и отчасти немецкого законодательства, а позднее — французского. Данная ситуация продолжалась до первой половины XIX в., когда был принят Устав торговый, содержавший отправные начала перевозки и стали появляться уставы первых товариществ, занимающихся перевозкой.

Статья целиком →

Петров Ю. И. Результаты преобразований в системе управления путями сообщений в правление Александра I

УДК: 656.2:94(47)


Петров Юрий Иванович - кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры «Таможенное право и организация таможенного дела» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), petrov52@ro.ru


Аннотация. В статье на основе анализа правовых актов, принятых в правление императоров Павла I и Александра I, прослеживается ход мероприятий, направленных на преобразования в транспортной отрасли в конце XVIII — первой четверти XIX в. Анализ показал, что серьезным шагам правительства Александра I предшествовали мероприятия его отца Павла I, создавшие предпосылки для совершенствования транспортного законодательства, поднявшего транспортную отрасль в новое царствование на уровень, который она еще никогда не занимала. В статье рассматриваются правовые акты, которые легли в основу создания новых учреждений: Управления водяными и сухопутными сообщениями, Корпуса инженеров путей сообщения и учебного заведения Института Корпуса инженеров путей сообщения, обеспечивших решение серьезных практические дел и прежде всего в области водных коммуникаций.

Статья целиком →

Духно Н. А., Самохина В. Н. Идеолог создания транспортного вуза нового типа

УДК: 347.4(075.32)


Духно Николай Алексеевич - доктор юридических наук, профессор, советник при ректорате Российского университета транспорта (МИИТ), naduhno@ui-miit.ru

Самохина Виктория Николаевна - помощник советника при ректорате Российского университета транспорта (МИИТ), sovet@ui-miit.ru


Аннотация. Изучение развития транспортных вузов способствует восстановлению полной и всесторонней картины развития транспортного образования как основного средства воспитания транспортников. При ознакомлении с истоками создания Московского инженерного училища, первого предшественника на длинном и насыщенном событиями пути формирования Российского университета транспорта, появляется множество новых фактов. Создание в 1896 г. Московского инженерного училища положило начало кристаллизации новой методики в подготовке инженеров. Основоположником, научным идеологом этой методики обучения инженеров путей сообщения стал великий ученый, педагог Николай Павлович Петров. Его идеи, глубоко проникнутые научной мыслью, стали основой новой, не применяемой в вузах России, методики обучения будущих инженеров. Он также подготовил программу обучения инженеров. Новая методика включала в себя: усиленное теоретическое обучение при сокращении времени учебы в аудиториях; определение критериев, указывающих, сколько и какую теорию следует включать в учебный процесс при формировании инженерных знаний; выражение требований к преподавателям инженерных наук; определение способов практического обучения при подготовке инженеров. Петров стал идеологом, основателем концепции создания нового транспортного вуза. Изучение научного наследия Н. П. Петрова следует включать в учебный процесс подготовки инженеров транспорта, развивая у каждого способности к инженерному мышлению и интерес к инженерным знаниям.

Статья целиком →