Духно Н. А. Методология исследования транспортного права

УДК: 347.4(075.32)


Духно Н. А. - доктор юридических наук, профессор, Российский университет транспорта (МИИТ), naduhno@ui-miit.ru


Аннотация. Научная статья отражает данные о состоянии методологии исследований проблем транспортного права. Следование по пути устаревшей методологии исследований способствовало снижению уровня научной основы теории транспортного права. Устоявшаяся приверженность к устаревшей методологии исследования правовых проблем серьезно сузила рамки научных исследований. Многие объективные явления не попадали в орбиту научных исследований, что исключало научную оценку действительности и снижало ценность теоретических разработок. Право стало слабым источником в пополнении правовыми идеями нового законодательства. Отсутствие достаточных правовых регуляторов вело к тому, что многие научные разработки не внедрялись в современные транспортные технологии. Ограничиваясь исследованиями действующего законодательства, ученые не вникали в явления, которые стали причинами недостатков в транспортной отрасли. Такой подход не создавал надежную теорию транспортного права, она перестала быть основой развития транспортного законодательства. Слабая, оторванная от действительности теория транспортного права нуждается в серьезном научном укреплении. Методы научного познания следует устремить к выявлению факторов, препятствующих полноценному развитию транспорта. Только объективность в исследовании и новое научное знание может укрепить теорию транспортного права и преобразовать ее в основу создания законодательства для установления требуемого на транспорте правопорядка.

Статья целиком →

Чертков А. Г. Ограничение ответственности международного морского перевозчика за несохранность груза

УДК: 341.225.8:347.91/95


Чертков Антон Геннадьевич - ООО «Роквелл Капитал»


Аннотация. Статья посвящена рассмотрению правового регулирования ограничения ответственности морского перевозчика за груз в соответствии с международными нормами. Изложены исторические аспекты появления идеи ограниченной ответственности в морском праве для защиты судовладельцов от бремени ответственности за несохранность груза. Проводится сравнительный анализ международно-правового регулирования обстоятельств, освобождающих морского перевозчика грузов от ответственности или ограничивающих его ответственность по Гаагским правилам (1924 г.), Гаагско-Висбийским правилам (1968 г.) и Конвенции ООН о договорах полностью или частично морской перевозки грузов 2008 г. (Роттердамские правила). До принятия Роттердамских правил основным действующим правовым актом являлись Гаагско-Висбийские правила — доработанный вариант Гаагских правил. Несмотря на неполноту и несовременность Гаагские и Гаагско-Висбийские правила продолжают сохранять свои позиции для многих перевозчиков крупных мультимодальных линий. Основываясь на этой действительности, автор проводит сравнение правовых норм ограничения ответственности морского перевозчика за несохранность груза между Гаагскими, Гаагско-Висбийскими и Роттердамскими правилами. Рассматриваются правовые средства ограничения ответственности морского перевозчика как неотъемлемые части свода правил, определяющих основу ответственности перевозчика. Представлен обзор основных нововведений по ограничениям ответственности морского перевозчика за груз в Роттердамских правилах. С помощью сравнительного метода исследования автор проводит сопоставление норм, регулирующих бремя доказывания (обязанность доказывания), предусмотренных в Гаагских, Гаагско-Висбийских и Роттердамских правилах, действующих при определении стороны судебного процесса, ответственной за юридическое доказывание факта ответственности за груз. Приводятся мнения авторитетных экспертов в области международного морского права о перспективах применения Роттердамских правил в практической деятельности.

Статья целиком →

Бебенов А. Г. Арктический совет и Арктическая пятерка: современное состояние, тенденции и проблемы

УДК: 332.1/98


Бебенов Андрей Григорьевич - Федеральное государственное унитарное предприятие «Атомфлот»


Аннотация. В настоящее время остро встал вопрос об обеспечении сохранения окружающей нас среды и климата как на национальном, так и на международном уровне. Возрастающее техногенное воздействие на флору и фауну порождает необходимость международного регулирования отношений в сфере использования природных ресурсов. Возрастание международного интереса к Арктическому региону приводит к повышению исследовательского интереса к проблеме определения правового статуса Арктики. Созданный в 1996 г. Арктический совет призван решать проблемы в области определения правового статуса Арктики и его защиты. В рамках настоящей статьи рассматриваются особенности функционирования Арктического совета, его цели, задачи и направления деятельности. Кроме того, анализируется правовая основа международного взаимодействия в сфере арктических отношений. Автором дается не только оценка его деятельности, но и выявляются основные проблемы его функционирования в современном обществе. Выявление проблем позволяет определять наиболее перспективные и необходимые пути развития международных отношений, а также внутреннего законодательства. Кроме того, рассматриваются особенности деятельности Арктической пятерки в сфере поддержания международного сотрудничества. Автором установлена особенность взаимодействия стран, входящих в Арктическую пятерку, и дана оценка их совместной работе.

Статья целиком →

Нестеров Е. А. Правоохранительная деятельность на транспорте как учебная дисциплина

УДК: 343.35(075.8):656


Нестеров Евгений Александрович - кандидат юридических наук, директор Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ)


Аннотация. Статья представляет собой научно-практический комментарий и развернутую рецензию на учебник «Правоохранительная деятельность на транспорте», выпущенный столичным издательством КноРУС. В учебнике в систематизированном виде представлены учебные материалы, раскрывающие особенности правоохранительной деятельности государственных органов и иных субъектов в транспортной сфере — одной из наиболее значимых и динамично развивающихся отраслей экономики России. Раскрывается статус правоохранительных органов на транспорте, их структура, решаемые задачи, полномочия. Отдельное внимание уделяется особенностям правоохранительной деятельности на транспорте в целом и на отдельных его видах — железнодорожном, автомобильном, воздушном, речном и морском.

Статья целиком →

Духно Н. А. Регуляторы транспортного образования в начале 1941 года. Оценка опыта работы профессора МИИТ Георгия Константиновича Евграфова

УДК: 656:94(47)


Духно Николай Алексеевич - доктор юридических наук, профессор, Российский университет транспорта (МИИТ), naduhno@ui-miit.ru


Аннотация. В довоенные годы ученые Московского института инженеров железнодорожного транспорта (МИИТ) не размышляли, нужно ли транспортное образование или нет. Они стремились развивать транспортное образование, продолжая традиции своих предшественников, открывающих транспортные школы на основе классической науки. На протяжении более трех веков шел процесс выработки способов преобразования теории в инженерное знание, устремляя его в развитие транспортных способностей. Ярким сторонником развития транспортного образования в 1930―1940-е гг. был профессор МИИТ Георгий Константинович Евграфов. В фундаментальных научных трудах ученый выявлял сердцевину теоретических мыслей, становившихся прочным фундаментом развития прикладных транспортных наук. Требовался профессиональный коллектив, способный к исследовательской работе, к формированию транспортной науки и воплощению ее в умы нового поколения специалистов транспорта. Таким коллективом, по убеждению Евграфова, должна была быть кафедра. В своих ежегодных докладах педагогическому и студенческому составу Г. К. Евграфов с вершин научных ценностей и мастерства опытного профессора давал оценку работы каждой кафедры за истекший год и ставил задачи по развитию транспортного образования, в результате которого и свершался процесс воспитания инженеров-транспортников нового поколения. Г. К. Будучи заместителем начальника МИИТ по учебной и научной работе, профессор умел аргументированно убеждать оппонента доказательствами, полученными из научных источников. Его опыт доказывает факты положительной организационной и научной работы вуза под влиянием личности с высоким научным мировоззрением, с богатым морально-нравственным мышлением, пронизанным правовыми идеями. Целью нашего исследования является установление способов сочетания права с иными видами регуляторов транспортного образования и определение их влияния на качество подготовки специалистов, востребованных транспортом в предвоенный период времени. Методологией исследования явились научно-познавательные методы оценки большого объема материалов, отразивших становление транспортного образования в России и в Московском институте инженеров железнодорожного транспорта, истоки которого идут от основанного в 1896 г. Московского инженерного училища. Анализ сведений о транспортном образовании сочетался со сравнительным методом и оценочными приемами автора, приобретенными 40-летним опытом и навыками автора научной и преподавательской деятельности в вузах.

Статья целиком →

Масленников М. А., Землин А. И. Проблемы и особенности применения договоров коммерческой концессии и франчайзинга в целях оказания услуг транспортной логистики на международном уровне

УДК: 347.44:657.07


Масленников Максим Аркадьевич - Российский университет транспорта (МИИТ), dr.makson2011@yandex.ru

Землин Александр Игоревич - доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, Российский университет транспорта (МИИТ), Zemlin.Aldr@yandex.ru


Аннотация. Статья посвящена проблемам, возникающим при реализации на международном уровне договоров франчайзинга и коммерческой концессии в целях продвижения транспортно-логистических услуг. В контексте проведенного в рамках данной статьи исследования были сделаны выводы, которые имеют как теоретическую значимость для корректной интерпретации текущего состояния национальных источников права некоторых государства и международного законодательства в сфере договоров коммерческой концессии и франчайзинга, так и практическую значимость для дальнейшего совершенствования правового регулирования данных договоров в целом. В рамках работы были проанализированы основные источники национального права России и США, регулирующие отношения в сфере рассматриваемых договоров, а также международные акты. При этом последние, как свидетельствует их содержание, носят в большей степени рекомендательный характер и имеют различные аспекты даже в сфере базовых понятий. Сделанные в работе выводы указывают на необходимость дальнейшей унификации и систематизации международного законодательства. Одним из основных направлений в рамках данной деятельности видится оформление единого международного акта, систематизирующего нормы уже существующего международного законодательства и устраняющего возникающие между его положениями противоречия. Особую роль в более детальном правовом регулировании рассматриваемых договоров предлагается уделять региональным международным актам, которые наиболее целесообразно формировать по аналогии с Европейским этическим кодексом франчайзинга.

Статья целиком →

Максуров А. А. Понятие происшествий на водном транспорте

УДК: 656.62.052


Максуров Алексей Анатольевич - кандидат юридических наук, Ярославский государственный университет имени П. Г. Демидова


Аннотация. В статье раскрывается специфика происшествий на водном транспорте. Автором отмечается комплексность и некоторая неопределенность самого понятия транспортного происшествия. В работе анализируются сущностные признаки транспортных происшествий вообще и непосредственно происшествий на водном транспорте. Понятие транспортного происшествия связывается автором с общей проблемой обеспечения транспортной безопасности. Делается вывод о необходимости уточнения указанных понятий, в связи с чем предлагаются необходимые изменения в законодательство. Исследуется соотношение понятий «транспортное происшествие» и «авария». По результатам исследования отмечается особое понимание аварии в транспортном праве, не сводимое к транспортному происшествию как категории.

Статья целиком →

Лаврухин М. В. Укрепление роли транспортной безопасности в системе национальной безопасности

УДК: 327


Лаврухин Максим Витальевич - Акционерное общество «Арктикморнефтегазразведка», lawruhin.maxim@yandex.ru


Аннотация. В текущих геополитических условиях, обеспечение национальной безопасности Российской Федерации, является приоритетной задачей. Для ее реализации предпринимается масса усилий. После начала специальной военной операции на Украине важным вопросом стало обеспечение транспортной безопасности, так как проведение террористического акта с целью устрашения населения, эскалации паники, а также активизации антивоенного движения удобнее всего производить на транспорте. В настоящее время сотрудники специальных служб обеспечивают необходимую безопасность должным образом. Для реализации транспортной безопасности на юге России было отменено сообщение в ряде крупных аэропортов, которые находятся вблизи границ Украины. В настоящей статье автором предпринята попытка научного анализа и критического осмысления транспортной безопасности как элемента национальной безопасности России.

Статья целиком →

Варданян А. Д. Особенности размещения объектов транспортной инфраструктуры на землях населенных пунктов

УДК: 349.41:656.02(076.5)


Варданян Артур Давидович - Научно-исследовательский и проектный институт Генерального плана города Москвы; Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина


Аннотация. Статья посвящена рассмотрению особенностей размещения объектов транспортной инфраструктуры на землях населенных пунктов. Показаны повышенные требования, предъявляемые к данным объектам с точки зрения обеспечения безопасности участников дорожного движения и населения, выявлены противоречия между требованием об обеспечения транспортной доступности и негативным воздействием транспорта на окружающую среду. Обоснован вывод о необходимости учета этих особенностей при планировке территории населенных пунктов в интересах развития транспорта.

Статья целиком →

Зайкова С. Н. Авиационная безопасность в структуре транспортной безопасности: административно-правовой аспект

УДК: 342.951:351.82


Зайкова Светлана Николаевна - кандидат юридических наук, доцент, Саратовская государственная юридическая академия (СГЮА), snzaikova@rambler.ru


Аннотация. Исследование места авиационной безопасности в структуре транспортной безопасности обусловлено теоретическими и практическими потребностями в определении необходимости сохранения или исключения сложившегося двойного правового регулирования правоотношений нормами воздушного законодательства и законодательства в области транспортной безопасности. Целью исследования стала попытка определения концепции развития российского законодательства в области обеспечения защищенности авиации от актов незаконного вмешательства. Задачи исследования: проанализировать международные правовые основы обеспечения авиационной безопасности; определить понятие и особенности авиационной безопасности с учетом специфики гражданской авиации; ответить на следующие исследовательские вопросы: имеются ли правовые основания для отказа от правового понятия «авиационная безопасность» и замены его понятием «транспортная безопасность»; возможно ли регулирование правоотношений, возникающих в области обеспечения авиационной безопасности, нормами Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» без параллельного регулирования их воздушным законодательством; какие необходимо внести изменения в административное законодательство для исключения существующего избыточного нормативного правового регулирования рассматриваемых правоотношений? В результате исследования автором предложено внести изменения в ст. 83 Воздушного кодекса Российской Федерации

Статья целиком →