Землин А. И., Торшин А. А. Характеристика беспилотных автомобилей в контексте обязательств вследствие причинения вреда
УДК: 347.4:623.746.4
Землин Александр Игоревич - доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой «Транспортное право» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), заслуженный деятель науки Российской Федерации, zemlin.aldr@yandex.ru
Торшин Антон Алексеевич - аспирант кафедры «Гражданское право, международное частное право и гражданский процесс» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), a.a.torshin@yandex.ru
Аннотация. В настоящей статье авторы анализируют особенности беспилотных автомобилей как средства причинения вреда в контексте деликтных обязательств. Быстрое совершенствование технологий беспилотного вождения ставит целый ряд правовых проблем перед российским деликтным правом. Между тем в отечественной доктрине данной теме не уделяется значительного внимания. Отсутствие разработанных теоретических подходов к учету особенностей беспилотных автомобилей не способствует созданию правовой определенности, которая является необходимой для полноценного развития индустрии в России. В статье авторы вводят критерии для разграничения беспилотных автомобилей от автомобилей, обладающих меньшим уровнем автоматизации, а также исследуют отличия беспилотных автомобилей, имеющие значение в контексте гражданско-правовой ответственности за причинение вреда. В качестве критерия, позволяющего выделить беспилотные автомобили в самостоятельную категорию, в статье выделяется качественная характеристика системы автоматического вождения, которой оснащен такой автомобиль. С тем, чтобы автомобиль мог быть отнесен к беспилотным, его система автоматического вождения должна быть способна самостоятельно выполнять все задачи по управлению автомобилем (в определенных или любых условиях штатной эксплуатации). Вместе с тем авторы приходят к выводу, что беспилотный автомобиль является особым средством причинения вреда. В качестве ключевых отличий беспилотного автомобиля от «низкоавтоматизированного» для этих целей можно выделить способность принимать решения вместо водителя в сложной дорожной обстановке и отсутствие полной объяснимости и предсказуемости таких решений с точки зрения разработчика системы автоматизированного вождения.
Ключевые слова: беспилотный автомобиль; высокоавтоматизированное транспортное средство; полностью автоматизированное транспортное средство; причинение вреда; гражданско-правовая ответственность; деликтная ответственность.
Литература:
- Артамонова, С. Н. Формирование правовых основ обеспечения безопасности автомобильного транспорта в России // Транспортное право и безопасность. ― 2018. ― № 1(25). ― С. 201―208.
- Бубновская, Т. А. Гражданско-правовая ответственность при использовании «беспилотных» автомобилей. // Транспортное право. ― 2019. ― № 3.
- Духно, Н. А. Школа транспортного права// Транспортное право и безопасность. ― 2019. ― № 4(32). ― C. 159—166.
- Красавчиков, О. А. Возмещение вреда, причиненного источником повышенной опасности. — Москва: Юрил. лит., 1966.
- Ли, Ч. Внедоговорная ответственность за вред, причиненный беспилотными транспортными средствами / Ч. Ли, М. Сунгу // Закон. ― 2020. ― № 3. ― С. 49―56.
- Соломин, С. К. Понятие владельца источника повышенной опасности / С. К. Соломин, Н. Г. Соломина // Закон. ― 2015. ― № 10.
- Чучаев, А. И. Ответственность за причинение ущерба высокоавтоматизированным транспортом: состояние и перспективы / А. И. Чучаев, С. В. Маликов // Актуальные проблемы российского права. ― 2019. ― № 6(103). ― С. 117―124.
- Hammel, T. Haftung und Versicherungbei Personenkraft wagenmit Fahrerassistenz systemen // Versich erungsrecht. ― 2016. ― S. 558.
- Hey, T. Die außervertragliche Haftung des Herstellers autonomer Fahrzeuge bei Unfällen im Straßenverkehr // Springer Gabler. ― 2018. ― S. 277.
- Morando? M. M. Studying the Safety Impact of Autonomous Vehicles Using Simulation-Based Surrogate Safety Measures / Morando M. M. [and all] // Journal of Advanced Transportation. ― 2018. ― Article ID 6135183.