Лобачев С. Л. Проект сетевого транспортного университета в контексте процессов в образовании в 2020 году
УДК: 378.1
Лобачев Сергей Львович - доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Информационные технологии в юридической деятельности и документационное обеспечение управления» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ)
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы готовности образовательных организаций транспортной отрасли к формированию отраслевой информационно-образовательной среды и ее практической реализации — сетевого отраслевого транспортного университета. Отмечается, что нормативная база обеспечивает возможность сетевой формы учебного процесса, а возможность интеграции транспортных вузов на программно-технологическом уровне до недавнего времени была не понятна. На ситуацию существенно повлияли процессы 2020 г., когда вузам поневоле пришлось организовывать учебный процесс с использованием дистанционных образовательных технологий, что привело к формированию набора платформ дистанционного обучения для их анализа на предмет взаимной интеграции. Кроме того, подавляющее большинство преподавателей получили опыт практического использования дистанционных технологий в учебном процессе, что позволяет говорить о формировании компетенций, необходимых для обеспечения проекта сетевого отраслевого транспортного университета преподавательским составом. В работе выделены причины, по которым практическая реализация такого университета становится вполне реальной именно в контексте событий 2020 г. Отмечается, что виртуальными представительствами учебных заведений в структуре сетевого университета являются системы дистанционного обучения вузов-участников, а очевидное преобладание платформы Moodle у транспортных вузов обеспечивает возможность реализации практически любых протоколов и регламентов, необходимых для практической реализации проекта. Утверждается, что в 2020 г. сформировались необходимые условия для реализации сетевого отраслевого университета, хотя требуется еще решить экономические и методические задачи, стоящие перед данным проектом, но такие вопросы выходят за рамки статьи.
Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии; платформы дистанционного обучения; интеграция образовательных программ; образовательный консорциум; сетевой университет.
Литература:
- Андреев, А. А. Очерки дистанционного обучения в России // Управление образованием: теория и практика. — 2014. — № 1 (13). — С. 16—31.
- Андреев, А. А. Теория и практика дистанционного обучения в России / А. А. Андреев [и др.]. — Москва : Изд-во МЭСИ, 1999.
- Солдаткин, В. И. Глобализация высшего профессионального образования // Известия Международной академии наук высшей школы. — 2006. — № 3 (37). — С. 24—28.
- Солдаткин, В. И. Тенденции глобализации в профессиональном образовании / В. И. Солдаткин, И. В. Дарда // в сборнике: Экономика, образование, управление: новые вызовы и перспективы // Материалы всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, студентов и аспирантов, — Новочеркасск, 2010.
- Лобачев, С. Л. Особенности построения портала сетевого консорциума вузов «Принтмедиа» // Труды XVIII Всероссийской научно-методической конференции «Телематика 2011». — Санкт-Петербург, 2011.
- Оганесян, А. А. Новые формы университетского сотрудничества: международные университетские сети // Вестник РУДН. Серия: Экономика. —2017. — Т. 25. — № 3. — С. 354—366
- Лобачев, С. Л. Интернет-обучение: тенденции и проблемы / С. Л. Лобачев, В. И. Солдаткин // Телекоммуникации и информатизация образования. — 2004. — № 2.
- Лобачев, С. Л. Некоторые проблемы реализации дистанционных образовательных технологий в вузах весной 2020 года // Материалы XXXI Конференции «Современные информационные технологии в образовании». — Троицк, 2020 // https://lk-ito.bytic.ru/uploads/files/materials.pdf
- Юрьев, В. М. Сетевой университет как модель современных взаимодействий региональных университетов / В. М. Юрьев, И. В. Налетова // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2014. — № 3 (131). — С. 7—15.
- Шуклина, Е. А. Сетевой университет как форма развития сетевых взаимодействий в образовательном пространстве макрорегиона, В сборнике: Российские регионы в фокусе перемен // Сборник докладов XII Международной конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации; Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина // Высшая школа экономики и менеджмента. — 2018 // https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/61058/1/978-5-8295-0584-4_09.pdf
- Лобачев, С. Л. Сетевой отраслевой транспортный университет как естественный этап развития транспортного образования // Транспортное право и безопасность. — 2016. — № 4(4). — С. 69—75.
- Лобачев, С. Л. Анализ перспектив интеграции вузов в рамках сетевых университетов // Труды XXI Всероссийской научно-методической конференции «Телематика 2014», 2014 г. — Санкт-Петербург, 2014.
- Краснова, Г. А. Сетевые университеты: зарубежный опыт и международные тенденции / Г. А. Краснова, В. В. Белоус // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. — 2016. — № 4. — С. 22—30.
- Краснова, Г. А. Будущее сетевых университетов России // Образование и наука в России: состояние и потенциал развития. — 2018. — № 3. — С. 436—444.
- Лобачев, С. Л. Обзор платформ дистанционного обучения транспортных вузов Российской Федерации / С. Л. Лобачев, О. А Малыгин // Транспортное право и безопасность. — 2020. — № 3 (35).