Статья

Правкин С. А. Управление инвестициями в транспортных проектах с применением механизма государственно-частного партнерства

УДК: 338.28


Правкин Сергей Алексеевич - кандидат юридических наук, доцент, Российский университет транспорта (МИИТ)


Аннотация. Инвестиции в транспортную инфраструктуру могут основываться на выбранных моделях государственно-частного партнерства в экономической системе мезоуровня. Мезоуровень — это процесс внутриотраслевых взаимодействий хозяйствующих субъектов; объектом анализа экономики транспорта на основе мезоуровнего подхода являются пространственно протяженные (региональные экономические) структуры и рынки, каким и является рынок перевозки. Мезоуровневый метод к исследованию экономики транспорта основан в свою очередь на трех его составляющих: системный подход понимания мезоуровня как процесса внутриотраслевых взаимодействий между хозяйствующими субъектами в транспортном секторе; регионально-пространственный подход в развитии транспортной инфраструктуры; методологический институционализм как подход в точке пересечения экономики транспорта с другими отраслями. Автор предлагает использовать преимущества государственно-частного партнерства в развитии транспортной системы, его применение с учетом региональной специфики на примере рынка перевозок как института мезоуровня. Предложенные модели правового регулирования инвестиций в транспортные проекты могут дать системный экономический и правовой эффект в отношении пространственно протяженных рынков. Методология исследования состояла из анализа государственного управления экономикой транспорта на мезоуровне, формально-юридического подхода, связанного с изучением проблем сочетания транспортного и инвестиционного законодательства, а также правового регулирования отраслевых рынков перевозки. Метод толкования правовых норм использован для разъяснения правовых норм действующего инвестиционного и транспортного законодательства, который направлен на разъяснение специальных терминов и юридических конструкций для их применения в юридической практике. Сравнительный метод был использован для сравнения отдельных моделей государственно-частного партнерства на основе мезоэкономического подхода, который применялся с учетом региональной специфики, межотраслевых, пространственных и структурных связей, социальной специфики для совершенствования законодательства, регулирующего деятельность отраслевых рынков транспортных услуг. Метод принятия правовых решений был применен для разработки предложений по устранению законодательных проблем в сфере отраслевых инвестиций. Основываясь на устоявшихся рекомендациях по разработке моделей государственно-частного партнерства в транспортных проектах и унификации законодательства на мировом рынке, автор предлагает пути совершенствования российского законодательства, касающиеся развития рынка перевозок грузов, на основе мезоэкономического подхода. В ситуации, когда приток иностранных инвестиций значительно сократился, государственно-частное партнерство создает условия для стабильного инвестирования внутри страны с опорой на внутреннего инвестора, на государственный и частный капитал. Особое практическое значение имеют инфраструктурные проекты со значительными объемами инвестиций, снижающие издержки государства в подобных проектах за счет привлечения финансирования со стороны частного инвестора.


Ключевые слова: инвестиции; транспортные проекты; государственно-частное партнерство; мезоуровень; мезоэкономический подход; транспортные системы; мультимодальные перевозки.


Литература:

  1. Андреев, А. П. Перспективы реализации государственно-частного партнерства в сфере транспортной безопасности современной России: потенциал торгово-промышленных палат / А. П. Андреев, А. П. Вихрян, Н. В. Николаева // Транспортное право и безопасность. — 2018. — № 1 (25). — С. 177―188.
  2. Баркинхоев, М. М. Роль цифровых технологий в управлении проектами государственно-частного партнерства в сфере автодорожного транспортного строительства / М. М. Баркинхоев, А. А. Точиев // Вестник Академии знаний. — 2024.— № 1 (60).— С. 43―47.
  3. Беряков, С. Н. Повышение эффективности работы железнодорожного транспорта на основе совершенствования системы управления инвестиционной деятельностью : автореф. дис. … кан. экон. наук / С. Н. Беряков. ― Москва, 2016.
  4. Глинский, А. А. Анализ использования механизмов государственно-частного партнерства в формировании и реализации инвестиционных проектов в сфере транспортной инфраструктуры / А. А. Глинский, О. А. Копылов, В. П. Майборода // В сборнике: Современное состояние, проблемы и перспективы развития отраслевой науки. Материалы VI Всероссийской конференции с международным участием, посвященной 125-летию РУТ (МИИТ). ― Москва, 2021.
  5. Дроздова, А. М. Государственно-частное партнерство в развитии транспортной инфраструктуры / А. М. Дроздова [и др.] // Юридическая мысль. — 2021. — № 2 (122). — С. 46―62.
  6. Зайдуллина, Э. Р. Управление рисками при реализации проектов ГЧП / Э. Р. Зайдуллина // Colloquium-Journal. — 2019. — № 13-10 (37). — С. 96―99.
  7. Леонова, Г. И. Теория и практика государственно-частного партнерства / Г. И. Леонова // Экономический вектор. — 2020. — № 2 (21).
  8. Механизмы государственно-частного партнерства. Теория и практика: учебник и практикум для вузов / Е. И. Марковская [и др.] ; под общей редакцией Е. И. Марковской. — Москва : Издательство Юрайт, 2023.
  9. Правкин, С. А. Механизм правового управления инвестициями в транспортной сфере с учетом применения отдельных моделей государственно-частного партнерства / С. А. Правкин, В. В. Смирнова // Транспортное право и безопасность. — 2019. — № 2 (30). — С. 112―124.
  10. Правкин, С. А. Проблемы инвестиционных отношений на основе моделей ГЧП / С. А. Правкин // В сборнике: 21 век: фундаментальная наука и технологии. Материалы XXXIII международной научно-практической конференции. Bengaluru, Karnataka, India. — 2023. — С. 223―227.
  11. Правкин, С. А. Публично-частное партнерство в условиях цифровизации / С. А. Правкин // В сборнике: Публично-правовые проблемы транспортного права. Материалы Пятого международного транспортно-правового форума. ― Москва, 2023.
  12. Правкин, С. А. Механизм реализации инвестиций в соответствии с целями и задачами Транспортной стратегии Российской Федерации / С. А. Правкин // Транспортное право и безопасность. — 2024. — № 1 (49). — С. 167―190.
  13. Правкин, С. А. Реализация механизма государственно-частного партнерства в транспортной сфере / С. А. Правкин // Транспортное право и безопасность.— 2019. — № 1 (29). — С. 137―156.
  14. Родионов, А. Н. Государственно-частное партнерство (ГЧП): Теория вопроса и мировой опыт реализации ГЧП проектов / А. Н. Родионов, М. А. Дьяконова // Путеводитель предпринимателя. — 2023. ― Том 16. — № 4. — С. 226―232.
  15. Саницкий, Д. И. Государственно-частное партнерство в России: сущность и условия развития / Д. И. Саницкий // КонсультантПлюс. 2024.
  16. Хасан, М. М. А. Инфраструктурные ГЧП-проекты в российской практике: траектория развития / М. М. А. Хасан // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. — 2023. — № 1 (61). — С. 212―219.
  17. Холодкова, Ю. С. Понятие и правовая природа концессионных соглашений / Ю. С. Холодкова // Вестник Томского государственного университета. ― 2016. ― № 405. ― С. 184―189
  18. Черкасов, К. В. Публично-частное партнерство в сфере транспорта: основные механизмы и перспективы совершенствования правового регулирования / К. В. Черкасов, А. В. Пиптюк // Вестник Томского государственного университета. — 2022. — № 476.
  19. Юдина, Т. Н. Цифровые преобразования в управлении экономикой и роль в них государственно-частного партнерства / Т. Н. Юдина, А. М. Балашов // Государственное управление. Электронный вестник. ― 2020. ― Выпуск № 80.

Загрузить статью в формате PDF


Другие статьи автора или выпуска: ,