Статья

Волкова Е. А. Особенности исторического развития стратегических акционерных обществ (на материалах железнодорожной отрасли)

УДК: 656.2


Волкова Екатерина Андреевна - главный специалист отдела правовой защиты и сопровождения проектов Правового управления АО «Федеральная пассажирская компания», аспирант Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, e.a_volkova@mail.ru


Аннотация. В статье на примере развития железнодорожной отрасли раскрывается такая особенность стратегических акционерных обществ — субъектов административного права, как особое историческое развитие. Стратегические акционерные общества представляют собой лидеров в наиболее важных отраслях экономики страны, активно участвующих в государственной и общественной жизни. Устойчивая правовая связь с государством в текущий период, по общему правилу, является следствием функционирования в качестве части государственного механизма в прошлом. На примере железнодорожного транспорта наглядно иллюстрируется процесс зарождения новой отрасли хозяйствования и постоянного контроля за ней со стороны государственного аппарата, переход на длительный период от первоначального использования частных капиталов к государственной собственности и прямому государственному администрированию, последующая трансформация крупного механизма государственного управления в стратегическое акционерное общество. Создание из федерального органа исполнительной власти, а также высокое значение для обеспечения благополучия и безопасности страны предопределяют стремление государства сохранить контроль за принятием решений стратегическим акционерным обществом. Подобное преобразование крупной государственной структуры в организационно-правовую форму коммерческой организации обусловлено развитием рыночной экономики и необходимостью освобождения органов исполнительной власти от несвойственного им функционала. Вместе с тем стратегические акционерные общества остаются фактически встроенными в систему государственного управления и принимают участие в реализации полномочий органами публичной власти.


Ключевые слова: субъекты административного права; стратегические акционерные общества; железнодорожный транспорт; публичный интерес; история государственного управления; органы государственной власти.


Литература:

  1. Железные дороги России: от реформы к реформе / Н. Е. Аксененко, Б. М. Лапидус, А. С. Мишарин. — Москва : Транспорт, 2001.
  2. Куликов, А. В. Особенности правового регулирования железнодорожного транспорта в России и Европейском союзе и необходимость их гармонизации / А. В. Куликов, Н. И. Тюленев // Транспортное право. — 2019. — № 3. — С. 23—27.
  3. Мишина, Н. В. Институционализация средств железнодорожной правовой политики России на первом этапе развития // История государства и права. — 2008. — № 10. — С. 14—17.
  4. Моргунова, Г. А. Проблемы правового регулирования деятельности железнодорожного транспорта России в условиях реформирования // Транспортное право. — 2005. — № 1. — С. 18—21.
  5. Пассажирский комплекс железных дорог : монография / М. П. Акулов. — Санкт-Петербург : Издательство ООО Типография «НП-Принт», 2014.

Загрузить статью в формате PDF


Другие статьи автора или выпуска: ,