Паршаков А. С. К вопросу об особенностях уголовно-правового регулирования безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств военнослужащих

УДК: 343.2/.7.


Паршаков А. С. - кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры «Уголовное право, уголовный процесс и криминалистика» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), старший научный сотрудник научно-исследовательского центра (военно-научной информации, военно-правовых проблем) Военного университета Министерства обороны Российской Федерации, почетный работник прокуратуры, полковник юстиции запаса, alexandrparshakov@yandex.ru


Аннотация. В статье рассматриваются проблемные вопросы обеспечения безопасности движения и эксплуатации военного автотранспорта, особенности уголовно-правового регулирования безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта военнослужащими. Автор обращается к прокурорско-следственной и судебной практике, им исследуются наиболее сложные вопросы разграничения и квалификации преступлений данного вида.

Статья целиком →

Дмитриева М. С., Дмитриев А. И., Братчук Е. Д. Транспортные ассоциации: их место и роль в правовом поле

УДК: 347.463


Дмитриева М. С. - преподаватель Правового колледжа Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), юрисконсульт отдела государственных закупок Института проблем химической физики Российской академии наук, maiyasnig@yandex.ru

Дмитриев А. И. - кандидат физико-математических наук, доцент кафедры «Информационно-математические технологии и информационное право» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), alex-dmitriev2005@yandex.ru

Братчук Е. Д. - студент Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), elena.bratchuk@rambler.ru


Аннотация. Профессиональные ассоциации занимаются защитой частных интересов представителей той или иной профессии, а также общественных интересов определенной профессии. Ассоциации отстаивают интересы профессии, вводят стандарты и нормы поведения в профессиональном сообществе, преследуют их нарушителей. В ассоциациях транспортных юристов занимаются консультированием по юридическим вопросам в транспортной сфере в различных отраслях законодательства, так как возрастает необходимость грамотного юридического сопровождения транспортной составляющей бизнеса. Они оказывают помощь в составлении исковых заявлений, жалоб, представляют интересы клиентов в суде, помогают с подготовкой договоров и соглашений. В целом можно сказать, что они занимаются юридическими вопросами и нюансами в транспортной сфере. В статье дан обзор российских и международных профессиональных ассоциаций транспортной отрасли. Рассмотрены ассоциации транспортных юристов Северной Америки (США, Канада) и Европы (Голландия, Хорватия). Обозначен круг вопросов, которыми они занимаются, в каких частях мира находятся и перспективы их развития.

Статья целиком →

Бочарникова К. В. Споры в вагонном ремонтном хозяйстве как особая категория судебно арбитражных споров

УДК: 347.918:656.2


Бочарникова К. В. - аспирант кафедры гражданского права Национального исследовательского Томского государственного университета, практикующий юрист, aksi__27@mail.ru


Аннотация. История возникновения железных дорог и соответствующего транспорта насчитывает ни одно столетие. В России идея создания и эксплуатации железных дорог начинает зарождаться в конце XVIII в., когда развитие любой научно-технической мысли шло в непосредственной связи с капиталистическими настроениями общества. По мере развития капитализма, укрепления его основы, которую составляло производство товаров, оказание различного рода услуг, коммерция и другие виды законной экономической деятельности, в целях обслуживания промышленных нужд крупных предприятий по производству товаров в 1825 г. в России появляется железнодорожный транспорт. Спустя десять лет во исполнение Указа Николая I от 15 апреля 1836 г. в России начинается строительство первой Царскосельской железной дороги.

Сегодня трудно переоценить особое стратегическое значение железнодорожного комплекса для развивающейся экономики Российской Федерации, доля транспорта и связи в которой, по данным Росстата, составляет 8,7%. Железная дорога является важным связующим звеном единой экономической системы, обеспечивает стабильную деятельность промышленных предприятий, своевременную доставку жизненно важных грузов на отдаленные территории страны. Вместе с тем указанного эффекта нельзя было бы достичь, если бы в структуре железнодорожного комплекса России отсутствовали особые образования — вагонные ремонтные компании (ВРК), деятельность которых напрямую связана с поддержанием в надлежащем состоянии железнодорожного транспорта (грузового и пассажирского).

В связи с этим деятельность данных компаний, в частности практика их участия в судебно-арбитражных спорах, представляет особый интерес для автора настоящей статьи. Поэтому одной из задач нашего исследования является рассмотрение особенностей деятельности вагонных ремонтных компаний, а также отношений с их участием, которые определяют специфику судебно-арбитражных споров о некачественно проведенных вагонными компаниями ремонтах грузовых вагонов.

В статье рассматриваются особенности судебно-арбитражных споров с участием вагонных ремонтных компаний, связанные с их особым правовым статусом и структурой. Автор анализирует нормы источников правового регулирования отношений, складывающихся по поводу ремонта грузовых вагонов, а также порядок ведения рекламационно-претензионной работы в области ремонтного хозяйства. Большое внимание в статье уделено роли документов и гарантийным обязательствам вагонных ремонтных компаний. Статья также содержит анализ и обобщение новейшей судебной практики по спорам о возмещении расходов на устранение недостатков, возникших вследствие некачественно выполненного ремонта грузовых вагонов.

Статья целиком →

Дмитриева О. А., Горобец А. Н. Влияние тарифов открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на развитие железных дорог

УДК: 338.47: 656.2


Дмитриева О. А. - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Таможенное право и организация таможенного дела» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ)

Горобец А. Н. - студент Юридического института Российского университета транспорта


Аннотация. Российские железные дороги являются одной из крупнейших железнодорожных сетей в мире, и железные дороги в России являются решающим и в некоторых случаях даже единственным видом транспорта для пассажиров и грузов. Российское право, а именно статья 4 Федерального закона от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях», определяет естественные монопольные сектора экономики, в которых должны регулироваться тарифы, а железные дороги подпадают под действие этого Закона. В данной статье проанализированы тарифы ОАО «РЖД», представлена классификация тарифов, проведен ретроспективный анализ тарифов, выявлена взаимосвязь тарифов и издержек на транспортировку железнодорожным транспортом, а также проведен анализ доходов ОАО «РЖД» за два года.

Статья целиком →

Баскакова И. В., Самойленко С. С., Дюрикенова Е. Д. Договор об организации перевозки грузов

УДК: 347.463


Баскакова И. В. - кандидат юридических наук, доцент кафедры «Гражданское право и гражданский процесс» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), iv_baskakova@rambler.ru

Самойленко С. С. - студент Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ)

Дюрикенова Е. Д. - студент Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ)


Аннотация. В последнее время договоры об организации перевозок грузов стали получать широкое распространение. Связано это с принятием различных международных транспортных кодексов и соглашений, а также с развитием товарных отношений. Хозяйствующим субъектам, которые систематически обращаются к услугам грузоперевозчиков, необходимо долгосрочное планирование данного процесса. Однако юридическая природа данного договора не ясна и трактуется учеными по-разному. В данной статье рассматриваются особенности договора об организации перевозок грузов. Авторами проанализированы действующее российское законодательство в данной сфере, имеющиеся публикации с целью уточнения правового статуса договора об организации перевозок, определения его самостоятельности.

Статья целиком →

Корякин В. М., Кинашенко И. А. О некоторых проблемах возмещения аэропортам расходов на предоставление услуг по обеспечению полетов государственной авиации

УДК: 347.82


Корякин В. М. - доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой «Гражданское право, международное частное право и гражданский процесс» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ)

Кинашенко И. А. - доцент кафедры «Гражданское право, международное частное право и гражданский процесс» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ)


Аннотация. В статье представлен научно-практический комментарий к Постановлению Конституционного Суда РФ от 16 июля 2018 г. № 32-П, в соответствии с которым признаны не соответствующими Конституции РФ положения п. 3 ст. 69 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее — ВК РФ) в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования ими не обеспечивается определенность условий возмещения юридическим лицам за счет средств федерального бюджета расходов на предоставление услуг по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов, принадлежащих государственным органам, выполняющим функции по обеспечению обороны страны и безопасности государства.

Статья целиком →

Духно Н. А. Истоки проблем безопасности на транспорте

УДК: 519.7


Духно Н. А. - доктор юридических наук, профессор, директор Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), почетный работник высшего образования Российской Федерации


Аннотация. Вопросы безопасности на транспорте волнуют всех, и мы замечаем, как много усилий и средств затрачивается на то, чтобы обеспечить безопасную работу транспортной системы. Основные усилия по обеспечению безопасности на транспорте сосредоточены на применение инженерно-технических мер, что само по себе является правильным направлением. Но ограничиваться только этими способами и предавать забвению другие означает неполное использование возможностей, ведущих к гарантиям безопасности на транспорте. Наиболее непредсказуемым источником опасности является человек, его поведение, слабо подготовленные специалисты-транспортники. Для предотвращения угроз следует повышать образованность и поднимать правовую культуру транспортников. Всю работу по обеспечению безопасности на транспорте следует вести комплексно, сочетая инженерно-технические правовые способы с другими интеллектуальными способами, которые вместе взятые образуют гарантии безопасности на транспорте.

Статья целиком →

Попов В. Л. Безопасность в метро: проблемы и перспективы

УДК: 656.2.08


Попов В. Л. - старший преподаватель кафедры «Уголовное право, уголовный процесс и криминалистика» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ)


Аннотация. В статье рассматриваются вопросы по обеспечению безопасности пассажироперевозок в метрополитенах России. На основе анализа мер безопасности в метро, осуществляемых последние восемь лет в соответствии с требованиями Указа Президента РФ от 31 марта 2010 г. № 403 «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте» и постановления Правительства РФ от 5 апреля 2017 г. № 410 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий метрополитенов», рассмотрены как положительные моменты в обеспечении безопасности граждан, в основном направленные на защищенность от терроризма, так и отрицательные, связанные, как и ранее, с высокой смертностью и травматизмом пассажиров на станциях метро. Приведены причины и условия, повлиявшие на отсутствие комплексного подхода по обеспечению транспортной безопасности в метрополитенах России, а также даны рекомендации, которые могут способствовать ее качественному обеспечению, исходя из того, что жизнь и здоровье каждого отдельно взятого пассажира является наивысшей ценностью правового государства.

Статья целиком →

Семенов С. А. О правовом статусе сектора свободного доступа зоны транспортной безопасности

УДК: 342.951:351.82


Семенов С. А. - начальник ФБУ «Служба морской безопасности»


Аннотация. Законодательством о транспортной безопасности введено понятие «сектор свободного доступа зоны транспортной безопасности». В отношении него действуют иные, чем для остальных секторов зоны транспортной безопасности, требования. Правовое регулирование статуса сектора свободного доступа зоны транспортной безопасности в настоящее время недостаточное, что негативно влияет на защиту объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства от актов незаконного вмешательства.

Статья целиком →

Жовтун Д. Т. Стресс-факторы и безопасность на транспорте

УДК: 625.1


Жовтун Д. Т. - доктор философских наук, профессор кафедры «Общественные науки и профессиональная коммуникация» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), dtzhovt@yandex.ru


Аннотация. В статье рассматривается влияние стресс-факторов на безопасность в сфере транспортной деятельности. Безопасность на транспорте определяется многими факторами. Каждый из них требует тщательного изучения. Но особенно опасно их совпадение в одно и то же время и в одном и том же месте, что приводит к катастрофическим последствиям. Стресс-факторы в системе транспортной безопасности требуют особого внимания. Это так называемый «человеческий фактор», к которому сводится большинство причин транспортных катастроф.

Статья целиком →