Грибанов Д. В., Коваленко К. Е., Коваленко Н. Е., Стаценко Д. А. Вопросы правового регулирования отношений в области цифровизации (новеллы, состояние, риски)

УДК: 340.11


Грибанов Дмитрий Владимирович - доктор юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Уральского государственного юридического университета (Екатеринбург)

Коваленко Ксения Евгеньевна - кандидат юридических наук, доцент юридического института Алтайского государственного университета (Барнаул), kovalenko1288@mail.ru

Коваленко Наталья Евгеньевна - магистрант юридического института Алтайского государственного университета (Барнаул), kovalenkorub5@gmail.com

Стаценко Дарья Алексеевна - магистрант юридического института Алтайского государственного университета (Барнаул), dariastatsenko01@gmail.com


Аннотация. COVID-19 породил резкий рост числа правительственных и межправительственных законодательных актов, стратегий, программ с различным содержанием и объемом регулирования общественных отношений. Большинство стран закрыли или ограничили свои границы, в том числе ограничили передвижение внутри своих стран. Одна треть населения мира была подвергнута некоторым социальным ограничениям (от закрытия учебных заведений до самоизоляции). Эти политические решения существуют на всех уровнях государственного управления. В период пандемии коронавируса, когда бóльшая часть отношений переходит в сферу цифровизации, в период самоизоляции остро встает вопрос о внедрении информационных технологий. В статье подчеркивается важность сферы цифровизации для человека и общества, рассмотрены некоторые изменения, происходящие в общественной жизни, связанные с цифровизацией. Дано понятие сферы цифровизации, обозначены дискуссии по поводу внедрения роботов в сферу юриспруденции, варианты правового регулирования статуса машин с искусственным интеллектом, а также распространения беспилотного транспорта. Проанализированы перспективы и проблемы внедрения информационных технологий в сферу частноправовых отношений. Стоит отметить, что в условиях цифровизации гражданско-правовых отношений необходимо будет особое внимание уделить защите персональных данных граждан. Сделаны выводы, что цифровизация будет иметь постоянную тенденцию к увеличению, в связи с чем остается актуальным вопрос о правотворческой политике государства в области информационных технологий. Несмотря на обозначенные проблемы, вопрос о правовом статусе искусственного интеллекта остается открытым. Доказательством этого служат изменения, которые вносятся в российское законодательство сегодня.

Статья целиком →

Чеботарева А. А., Чеботарев В. Е. Роль современных методов интерпретации наукометрических показателей в методологии международных рейтингов университетов: конкурентноспособность в области исследования транспортной науки и технологий

УДК: 347.463.4


Чеботарева Анна Александровна - доктор юридических наук доцент, заведующая кафедрой «Административное право, экологическое право, информационное право» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), a.tchebotareva@mail.ru

Чеботарев Владимир Евгеньевич - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Административное право, экологическое право, информационное право» Юридического института Российского университета транспорта, v.tchebotarev@mail.ru


Аннотация. В данной статье рассмотрена проблема вхождения университетов в основные международные рейтинги с учетом инструментов оценки международного признания. Использовались общенаучные методы: диалектический метод, методы формальной логики. Проанализировав взаимозависимость объективных измерителей международного признания вузов и других составляющих включенности университета в международное академическое сообщество авторы формулируют основные направления развития публикационной активности ученых Юридического института Российского университета транспорта, ориентированной на общую (институциональную) и предметные (специальные) версии Академического («Шанхайского») рейтинга университетов мира — Academic Ranking of World Universities (ARWU), международного рейтинга «первого эшелона». При этом в общей целевой установке ориентации на генеральный консолидированный измеритель международной состоятельности университета авторами выделены возможные направления развития объективных показателей международного признания вуза в области транспортной науки и технологий.

Статья целиком →

Полионская Л. Л. Актуальные вопросы предотвращения и урегулирования конфликта интересов в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Правительством Российской Федерации и организаций в целом

УДК: 342.5:656


Полионская Лариса Леонидовна - начальник отдела координации и правового обеспечения Центра по организации противодействия коррупции структурного подразделения открытого акционерного общества «Российские железные дороги», Polionskayal@mail.ru


Аннотация. В статье на основе применения методик системно-правового и формально-догматического подходов анализируется российское антикоррупционное законодательство, критически оцениваются умозаключения и выводы, содержащиеся в трудах представителей различных научных школ, правоприменительная практика, соотносимые с предметом исследования, вопросы совершенствования правовых механизмов противодействия коррупции. В статье с использованием инструментария правового исследования автор анализирует достаточность и эффективность традиционного для антикоррупционной практики российского бизнеса комплекса мер по предупреждению коррупции, включающий мероприятия, направленные на предотвращение и урегулирование конфликта интересов, которые все организации, независимо от организационно правовой формы, отраслевой принадлежности, начиная с 2013 г., обязаны разрабатывать и принимать. Особо подробно рассмотрен опыт ОАО «РЖД» по принятию системных мер в данной сфере, осуществлен анализ их эффективности и применимости для организации работы по реализации государственной политики в сфере противодействия коррупции в государственных корпорациях, организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Правительством РФ, публичных обществах и организациях с государственным участием. Полученный в ходе исследования результат обеспечит возможность транслирования положительного опыта ОАО «РЖД», что, в свою очередь, может способствовать решению основных задач, поставленных Национальным планом противодействия коррупции на 2019—2020 годы, разрешению проблемных вопросов совершенствования современного российского антикоррупционного законодательства.

Статья целиком →

Трушин М. В. Реализация государственной антикоррупционной политики на всех уровнях корпоративного управления открытого акционерного общества «Российские железные дороги»: опыт и проблемы

УДК: 629.039.58


Трушин Максим Валерьевич - заместитель начальника Центра по организации противодействия коррупции структурного подразделения открытого акционерного общества «Российские железные дороги»


Аннотация. В статье рассматриваются направления государственной антикоррупционной политики в организациях, созданных для исполнения полномочий федеральных органов исполнительной власти на примере ОАО «РЖД», с использованием методики формально-юридического анализа нормативных правовых актов и локальных актов ОАО «РЖД», анализируются вопросы правового регулирования и организационного обеспечения реализации основных направлений антикоррупционной деятельности на всех уровнях корпоративного управления. По результатам критического осмысления опыта работы подразделений и должностных лиц по профилактике коррупционных и иных правонарушений предложены представляющиеся наиболее перспективными направления разрешения имеющихся проблем. Сформулированные предложения, в случае их реализации в процессе организации и осуществления антикоррупционной деятельности в ОАО «РЖД», могут сыграть положительную роль в решении задач совершенствования системы противодействия коррупции в сфере корпоративного управления.

Статья целиком →

Землин А. И. О некоторых аспектах реализации государственной политики в области противодействия коррупции на транспорте

УДК: 629.039.58


Землин Александр Игоревич - доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой «Транспортное право» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), заслуженный деятель науки Российской Федерации, Zemlin.Aldr@yandex.ru


Аннотация. Статья содержит некоторые результаты правового анализа положений Национального плана противодействия коррупции на 2018—2020 годы, результатов их исполнения в сопоставлении с проблемными вопросами, не нашедшими своего разрешения. Предметом научного исследования, осуществленного с использованием инструментария формально-догматического метода, выступают нормы действующего антикоррупционного законодательства. На основе использования методики политико-правового анализа исследованы правовые отношения, возникающие в связи с реализацией поставленных задач по противодействию коррупции в Российской Федерации. Применение инструментов, характерных для системно-правового подхода к исследованию теории и практики противодействия коррупции в современном российском обществе позволило проанализировать опыт антикоррупционного образования и просвещения, сформулировать выводы об отдельных перспективных направлениях противодействия коррупции в организациях с государственным участием, вскрыть некоторые неэффективные антикоррупционные формы, пробелы и противоречия антикоррупционного законодательства. На этой основе обоснованы предложения по дальнейшей оптимизации системы мер, направленных на повышение эффективности просветительских и образовательных мероприятий, осуществляемых в целях формирования и совершенствования компетенций антикоррупционного характера у государственных служащих органов управления транспортом, должностных лиц и работников транспортных организаций, развитие общественного антикоррупционного правосознания.

Статья целиком →

Островский О. А., Гармаев Ю. П. Меры уголовного правосудия в отношении киберпреступности согласно модели общего права через призму профессиональных компетенций следователя и его навыков интеллектуального анализа криминалистической цифровой информации

УДК: 343,98


Островский Олег Александрович - аспирант кафедры уголовного права и таможенного дела Юридического факультета Новосибирского государственного аграрного университета

Гармаев Юрий Петрович - доктор юридических наук, профессор кафедры уголовного права и таможенного дела Юридического факультета Новосибирского государственного аграрного университета


Аннотация. В настоящей статье рассматриваются меры уголовного правосудия в отношении киберпреступности согласно модели общего права и безопасности. Анализируется и обсуждается способность субъектов уголовного правосудия выполнять свою основную функцию. Расследование преступлений в сфере компьютерной информации затруднено слиянием факторов, которые влияют на процесс уголовного правосудия. Возникает общая проблема среди правоохранительных органов во всем мире, которая связана с задержками в обработке цифровых устройств, сложностью обработки большого количества данных, их безопасностью и несоответствием профессиональных компетенций сотрудников правоохранительных органов в работе с цифровыми носителями информации. Актуальность изучения проблемы компьютерной преступности можно определить необходимостью реализации новых принципов уголовно-правовой политики.

Статья целиком →

Овечкин А. П. О некоторых вопросах защиты от террористических актов на транспорте

УДК: 343.326:656


Овечкин Александр Петрович - доктор философских наук, профессор, профессор кафедры административного права, экологического права, информационного права Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ)


Аннотация. Одной из наиболее серьезных международных проблем становится борьба с терроризмом, с которой сталкиваются почти все государства мира, в том числе и наша страна. Одним из наиболее частых и уязвимых объектов террористических атак стал транспорт и его инфраструктура. Вспомним атаку самолетов на небоскребы в США, многочисленные случаи использования транспортных средств для наезда на людей в местах их массового скопления, попытки подрыва воздушных судов в аэропорту Лондона, взрывы в метро Парижа, Мадрида и пр. Резонансным в нашей стране стали взрывы в метрополитене Москвы, подрыв поезда Москва-Санкт-Петербург, теракты в Волгограде и др. Борьба с терроризмом является сложной комплексной задачей. В данной статье предпринята попытка рассмотреть некоторые из правовых аспектов защиты транспорта от террористических атак.

Статья целиком →

Новикова О. В. Предупреждение правонарушений на воздушном транспорте

УДК: 343.346.53.02


Новикова Ольга Валентиновна - кандидат юридических наук, доцент кафедры «Уголовное право, уголовный процесс и криминалистика» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ)


Аннотация. Неадекватное поведение пассажиров на борту самолетов становится масштабной проблемой, в связи с чем предполагается введение изменений не только в нормы российского воздушного права, но и в нормы уголовного права. В работе рассмотрены предложения по пресечению «воздушного хулиганства», проанализированы меры по предотвращению подобных случаев в России, также говорится об ужесточении наказания к таким пассажирам. Далее рассматриваются проблемы неадекватного поведения пассажиров на борту воздушного судна. Правила поведения на воздушном транспорте не сложные, но невыполнение их приводит к негативным последствиям. Нарушение правил поведения на борту самолета — проступок серьезный, так как у экипажа нет возможности высадить дебошира (как это можно сделать в поезде или автобусе). Авиадебоширом может быть признан человек, который не подчиняется распоряжениям командира воздушного судна, создает угрозу для безопасности пассажиров и транспортного средства и совершает хулиганские действия. Поэтому крайне необходимо внимательно изучать правила поведения в самолете и строго их придерживаться. Как правило, уголовное наказание к авиадебоширам в России применяется редко, в основном, это расценивается как административный проступок. В связи с этим в статье предложены более ужесточенные меры ответственности для авиадебоширов, также дополнительные меры, направленные на предупреждение случаев хулиганства на воздушных авиалайнерах.

Статья целиком →

Афанасьев П. Б. Лица, совершающие коррупционные преступления на транспорте: криминологический аспект

УДК: 343.97


Афанасьев Павел Борисович - старший преподаватель кафедры «Уголовное право, уголовный процесс и криминалистика» Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), afanasevpb@mail.ru


Аннотация. Коррупционная преступность, совершаемая в транспортной сфере и признаваемая частью коррупционной преступности в Российской Федерации, обладает специфическими характеристиками, предопределяющими необходимость ее самостоятельного криминологического исследования. Криминологическая характеристика преступности коррупционной направленности на объектах транспорта предполагает исследование количественно-качественных показателей, дающих представление как о совершаемых преступлениях, так и о лицах, их совершающих. Имеющиеся научные исследования были посвящены преимущественно оценке состояния коррупционной преступности на транспорте. В целях комплексной оценки криминогенной ситуации в анализируемой сфере и в связи с наличием взаимосвязи между параметрами преступности и лиц, выявляемых за совершение преступлений, в данной статье также представлен актуальный краткий анализ коррупционной преступности на транспорте с определением ее доли в структуре всей преступности коррупционной направленности, регистрируемой в Российской Федерации, динамики в период с 2015 по 2019 г., а также территориальным распределением по федеральным округам Российской Федерации. Раскрывая количественно-качественные показатели, характеризующие параметры выявляемости лиц, виновных в совершении коррупционных преступлений на объектах транспорта, авторами проводится сравнительная характеристика тенденций регистрируемой коррупционной преступности и выявляемости виновных лиц в период с 2015 по 2019 г. Также представлены результаты сравнения тенденций динамики числа лиц, выявленных за совершение коррупционных преступлений на объектах транспорта в анализируемом периоде. Были проанализированы статистические данные по структуре коррупционной преступности в целях выявления индексных преступлений коррупционной направленности, а также осуществлена классификация должностных лиц, совершивших преступления коррупционной направленности на объектах транспорта, по органам и организациям, в которых они занимали соответствующие должности на момент совершения преступления.

Статья целиком →

Юрин В. М., Нурушев А. А. Розыск похищенного как важнейшее направление в расследовании преступных посягательств на грузы из подвижного состава железнодорожного транспорта

УДК: 343.985


Юрин Владимир Михайлович - кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры уголовного процесса, криминалистики и судебных экспертиз Саратовского национального исследовательского государственного университет аимени Н. Г. Чернышевского, yurin55@list.ru

Нурушев Арстангали Амангалиевич - кандидат юридических наук, доцент кафедры трасологии и баллистики Учебно-научного комплекса экспертно-криминалистической деятельности Волгоградской академии МВД России, arsik.nur@yandex.ru


Аннотация. В статье рассматривается розыск похищенного как важнейшее направление в расследовании уголовных дел о преступных посягательствах на грузы из подвижного состава железнодорожного транспорта и одновременно как тактическая операция, включающая в себя комплекс оперативно-розыскных мероприятий, следственных и иных действий, направленных на установление местонахождения, обнаружение и изъятие искомого имущества. Авторы утверждают, что конкретные методы розыска, используемые в ходе такой операции, определяются не только свойствами похищенных вещей и возможными способами их сокрытия и реализации, но и следственной ситуацией, сложившейся по уголовному делу. С учетом ситуационного фактора выделяются четыре вектора розыска похищенного груза: «от места совершения хищения — к месту сокрытия похищенных ценностей», «от времени совершения хищения — к месту сокрытия похищенных ценностей»; «от личности преступника — к месту сокрытия похищенной продукции»; «от качественных и количественных свойств похищенного груза — к его обнаружению». В определенных условиях расследования методы розыска похищенного груза могут сформироваться также на основе анализа оперативной обстановки на транспорте, личного опыта расследования хищений грузов и других факторов.

Статья целиком →