Правкин С. А. Управление инвестициями в транспортных проектах с применением механизма государственно-частного партнерства

УДК: 338.28


Правкин Сергей Алексеевич - кандидат юридических наук, доцент, Российский университет транспорта (МИИТ)


Аннотация. Инвестиции в транспортную инфраструктуру могут основываться на выбранных моделях государственно-частного партнерства в экономической системе мезоуровня. Мезоуровень — это процесс внутриотраслевых взаимодействий хозяйствующих субъектов; объектом анализа экономики транспорта на основе мезоуровнего подхода являются пространственно протяженные (региональные экономические) структуры и рынки, каким и является рынок перевозки. Мезоуровневый метод к исследованию экономики транспорта основан в свою очередь на трех его составляющих: системный подход понимания мезоуровня как процесса внутриотраслевых взаимодействий между хозяйствующими субъектами в транспортном секторе; регионально-пространственный подход в развитии транспортной инфраструктуры; методологический институционализм как подход в точке пересечения экономики транспорта с другими отраслями. Автор предлагает использовать преимущества государственно-частного партнерства в развитии транспортной системы, его применение с учетом региональной специфики на примере рынка перевозок как института мезоуровня. Предложенные модели правового регулирования инвестиций в транспортные проекты могут дать системный экономический и правовой эффект в отношении пространственно протяженных рынков. Методология исследования состояла из анализа государственного управления экономикой транспорта на мезоуровне, формально-юридического подхода, связанного с изучением проблем сочетания транспортного и инвестиционного законодательства, а также правового регулирования отраслевых рынков перевозки. Метод толкования правовых норм использован для разъяснения правовых норм действующего инвестиционного и транспортного законодательства, который направлен на разъяснение специальных терминов и юридических конструкций для их применения в юридической практике. Сравнительный метод был использован для сравнения отдельных моделей государственно-частного партнерства на основе мезоэкономического подхода, который применялся с учетом региональной специфики, межотраслевых, пространственных и структурных связей, социальной специфики для совершенствования законодательства, регулирующего деятельность отраслевых рынков транспортных услуг. Метод принятия правовых решений был применен для разработки предложений по устранению законодательных проблем в сфере отраслевых инвестиций. Основываясь на устоявшихся рекомендациях по разработке моделей государственно-частного партнерства в транспортных проектах и унификации законодательства на мировом рынке, автор предлагает пути совершенствования российского законодательства, касающиеся развития рынка перевозок грузов, на основе мезоэкономического подхода. В ситуации, когда приток иностранных инвестиций значительно сократился, государственно-частное партнерство создает условия для стабильного инвестирования внутри страны с опорой на внутреннего инвестора, на государственный и частный капитал. Особое практическое значение имеют инфраструктурные проекты со значительными объемами инвестиций, снижающие издержки государства в подобных проектах за счет привлечения финансирования со стороны частного инвестора.

Статья целиком →

Лаврухин М. В. Применение теории секьюритизации в целях повышения уровня транспортной безопасности

УДК: 347.9


Лаврухин Максим Витальевич - Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина


Аннотация. В статье рассматривается использование концепции секьюритизации для укрепления защиты транспортных систем от угроз и рисков. Авторы исследуют, как процессы секьюритизации могут быть интегрированы в практику управления транспортной безопасностью, акцентируя внимание на выявлении и преодолении ключевых угроз, включая терроризм, кибератаки, техногенные аварии и природные катастрофы. В статье анализируются методы и подходы, которые позволяют более эффективно реагировать на потенциальные угрозы, повышая устойчивость транспортной инфраструктуры. Исследование подчеркивает важность сотрудничества между государственными органами, частным сектором и международными организациями для создания комплексной системы безопасности, способной адаптироваться к современным вызовам.

Статья целиком →

Асатрян А. А. Целеполагание и прогнозирование на долгосрочную перспективу в сфере правового обеспечения национальной безопасности Российской Федерации

УДК: 342.5


Асатрян Армен Араикович - Институт права и национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; mr.armen.asatryan.1998@mail.ru


Аннотация. Долгосрочное стратегическое планирование является необходимым звеном в правовом обеспечении национальной безопасности нашей страны. Несмотря на то что не представляется возможным дать однозначный ответ на вопрос о том, как будут развиваться события в сфере национальной безопасности в будущем, долгосрочное прогнозирование на основе тенденций позволяет своевременно подготовить страну к преодолению тех или иных вызовов и угроз, выстроить соответствующую государственную политику. Такое прогнозирование способно принести положительные результаты при условии периодической актуализации соответствующих документов, что позволит своевременно оценить те или иные вызовы и угрозы с точки зрения их актуальности, а также вероятности их перехода из категории потенциальных в реальные. На основе прогнозов выстраиваются долгосрочные цели в сфере обеспечения национальной безопасности. Таким образом, долгосрочное планирование становится ключевым фактором обеспечения национальной безопасности.

Статья целиком →

Серов А. Д. Северный морской путь в контексте Арктической политики России

УДК: 338.47


Серов Александр Дмитриевич - Российский университет транспорта (МИИТ)


Аннотация. Арктический регион обладает неоспоримо ценным ресурсным потенциалом. Его последовательное, разумное освоение позволяет обеспечивать национальную безопасность Российской Федерации, удовлетворять ее национальные интересы. Национальной транспортной коммуникацией в контексте арктической политики выступает Северный морской путь. В статье обосновывается, что инфраструктура Северного морского пути и его предназначение были определены еще исторически. Исходя из международно-правового подхода к формированию обычных норм, а также руководствуясь острой необходимостью полноценного регулирования правового статуса и режима использования Северного морского пути, Российская Федерация в текущее время предпринимает активные действия для принятия необходимых правовых норм для регламентации отношений в данной области отношений. Учитывая стратегическую важность Северного морского пути в приарктических территориях, иностранные государства все чаще обращаются к вопросу интернационализации данной акватории, прежде всего, для целей обеспечения беспрепятственного судоходства. Автор статьи приходит к выводу, что подобный подход не только негативно отразиться на состоянии морских территорий, но и может отрицательно повлиять на обеспечение национальной безопасности Российского государства. В статье также находит подтверждение мысль о необходимости разработки и принятия в ближайшей перспективе Арктического кодекса Российской Федерации, который станет тем единственным юридическим документом, где также будут предопределены порядок и условия использования Северного морского пути. Подчеркивается необходимость последовательной разработки федеральных стандартов, которые будут определять качество жизни людей на арктических территориях, что весьма важно в контексте защиты коренных народов. В заключительной части отмечается, что исследования и разработки в области регулирования Северного морского пути имеют чрезвычайно масштабную разнонаправленность, в связи с этим необходимо продолжать изучение и выявление проблем в данной области отношений, что несомненно положительным образом повлияет на охрану и обеспечение национальной безопасности государства.

Статья целиком →

Нестеров Е. А., Цветков В. Я. Цифровая трансформация общества и цифровое право

УДК: 658.7:004


Нестеров Евгений Александрович - кандидат юридических наук, Российский университет транспорта (МИИТ)

Цветков Виктор Яковлевич - доктор технических наук, профессор, Российский университет транспорта (МИИТ)


Аннотация. Современные цифровые технологии и продукты являются основой совершенствования транспортной сферы и общества в целом. Цифровая трансформация превратилась из технологической возможности в необходимость для управления потребностями транспортной инфраструктуры. Цифровая трансформация внедряет новые процессы и механизмы, которые влияют на ключевые факторы транспорта и транспортного цифрового права. Цифровое право как феномен появилось в рамках цифровой экономики и цифровизации общества. В статье отражена эволюция текущих исследований в области цифровой трансформации общества и развития цифрового права. Показано сходство и различие между понятиями цифрование, цифровизация и цифровая трансформация. Показана связь цифровой трансформации с цифровой экономикой. На основе обобщения дано авторское определение цифровой трансформации. Обоснована необходимость развития цифрового права для интеллектуальных роботов.

Статья целиком →

Шиян В. И. Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта: состояние, тенденции и меры предупреждения

УДК: 43.3/.7(075)


Шиян Валентина Ивановна - кандидат юридических наук, доцент, Российский университет транспорта (МИИТ)


Аннотация. На современном этапе развития общества во всех государствах мира преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта представляют угрозу государственной и общественной безопасности, поскольку сопряжены с колоссальными социальными, материальными и демографическими потерями. Решение проблем обеспечения безопасности движения не ограничивается рамками отдельно взятого государства и нормами национального законодательства. Международное сообщество принимает активное участие в решении вопросов, связанных с повышением безопасности движения, о чем свидетельствуют многочисленные всемирные конференции, международные совещания высокого уровня, итоговые документы (декларации, резолюции, глобальные планы, пакеты технической документации и др.), где излагаются основные предлагаемые меры, содержится призыв к установлению национальных целевых показателей по снижению числа случаев смерти, разработке и реализации региональных, национальных и субнациональных планов, включающих целевые задачи по обеспечению безопасности движения. Об актуальности вопросов, рассматриваемых в статье, свидетельствует и тот факт, что период с 2021 по 2030 г. объявлен Организацией Объединенных Наций вторым Десятилетием действий по обеспечению безопасности дорожного движения. В статье представлены результаты исследования российского законодательства, документов международных организаций, научных работ и статистических показателей МВД России за период с 2019 по 2023 г. о преступлениях, предусмотренных гл. 27 УК РФ, что позволило определить их современное состояние, динамику, тенденции, основные меры предупреждения. Обращено внимание на латентность исследуемого вида преступлений и региональную составляющую. По мнению автора, зафиксированная официальной статистикой последовательная тенденция снижения преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта объясняется повышением эффективности мер предупреждения и результативностью взаимодействия субъектов, осуществляющих эти меры.

Статья целиком →

Мингалимова М. Ф. Актуальные вопросы предупреждения совершения преступлений в сфере безопасности дорожного движения в состоянии опьянения

УДК: 656.13


Мингалимова Марьям Фердинандовна - кандидат юридических наук, доцент, Казанский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации, г. Казань


Аннотация. Статья посвящена вопросам предупреждения совершения преступлений в сфере безопасности дорожного движения. Автором подчеркивается необходимость изменения поведения участников дорожного движения, допускающих управление транспортными средствами в состоянии опьянения, с целью обеспечения безопасности участников дорожного движения и снижения количества смертности и травматизма на дорогах. На конкретных примерах показывается последовательность формирования и реализации отечественной государственной политики в области безопасности дорожного движения на федеральном и региональном уровнях. Анализируется эффективность применяемых средств борьбы с нетрезвыми водителями, приводятся статистические показатели. Отдельное внимание автором уделено зарубежному опыту.

Статья целиком →

Шелухин Н. Л. Транспортная инфраструктура Донецкой Народной Республики: состояние, перспективы, проблемы безопасности

УДК: 342.951:351.82


Шелухин Николай Леонидович - доктор юридических наук, профессор, Институт экономических исследований, г. Донецк


Аннотация. В статье проанализировано состояние и перспективы развития транспортного комплекса Донецкой Народной Республики. Предложено открыть специалитет «Правовое обеспечение национальной безопасности» в Мариупольском государственном университете имени А. Куинджи.

Статья целиком →

Ушакова Е. В., Андрианова В. В., Кобзева Е. И. Некоторые особенности привлечения к ответственности за действия, угрожающие безопасной эксплуатации транспортных средств

УДК: 629


Ушакова Екатерина Владимировна - кандидат юридических наук, доцент, Российская таможенная академия

Андрианова Валерия Валерьевна - кандидат юридических наук, Московский государственный гуманитарно-экономический университет

Кобзева Екатерина Ивановна - кандидат юридических наук, доцент, Российский университет транспорта (МИИТ)


Аннотация. В статье рассмотрены некоторые аспекты ответственности за действия, угрожающие безопасной эксплуатации транспортных средств. Поднимается проблема привлечения к ответственности на всех видах транспорта, включая железнодорожный. Так, в настоящее время в связи с повсеместной цифровизацией и размещением на Интернет-страницах пропагандирующей информации рискованные путешествия железнодорожным транспортом становятся все более устрашающими. Деятельность «зацеперов» преподносится в позитивном, привлекательном виде, возбуждая интерес у молодых людей. И только лишь принятие закона в части соблюдения прав, свобод в части безопасной эксплуатации деятельности зацеперов будет являться реализацией соблюдения принципа социальной справедливости.

Статья целиком →

Скуйбедина О. Н., Собалевская А. Э. Влияние контекста рекламных сообщений на обеспечение безопасности дорожного движения

УДК: 656.13


Скуйбедина Ольга Николаевна - кандидат философских наук, доцент, Российский университет транспорта (МИИТ)

Собалевская Анастасия Эдуардовна - Московский политехнический университет


Аннотация. В данной статье представлены результаты экспериментального исследования, призванного изучить влияние контекста рекламных сообщений на уровень восприятия сообщений и изменения поведенческих намерений в отношении вождения в нетрезвом виде. В ходе эксперимента 112 студентов Московского политехнического университета в возрасте 20―23 лет просмотрели три рекламных ролика, запрещающих вождение в нетрезвом виде. Проведенный опрос и полученные результаты подтверждают основное влияние ориентации рекламы на воспринимаемую угрозу, эффективность, восприятие или отклонение рекламного сообщения. Также была выявлена зависимость восприятия рекламного сообщения на изменение поведенческого отношения к проблеме у людей с высокой (ВПО) и низкой (НПО) потребностью ощущений. В ходе анализа полученных данных было выявлено, что и у людей с ВПО и у людей с НПО сенсорно-ориентированные рекламные сообщения оказались более эффективными для усиления воспринимаемой угрозы, восприятия сообщения или отклонения сообщения, чем когнитивно-ориентированные. Также выявлено относительное превосходство сенсорно-ориентированной рекламы в изменении поведенческих намерений респондентов над когнитивно-ориентированной рекламой, что позволит при создании и разработке более убедительных рекламных сообщений повысить уровень ответственности вождения и тем самым уровень безопасности дорожного движения.

Статья целиком →