Скуйбедина О. Н., Лагутцева-Ногина Т. А. Особенности использования искусственного интеллекта студентами транспортного вуза в процессе изучения английского языка в юриспруденции
УДК: 372.881.1
Скуйбедина Ольга Николаевна - кандидат философских наук, доцент, Российский университет транспорта (МИИТ), Москва, Россия
Лагутцева-Ногина Татьяна Анатольевна - Российский биотехнологический университет (РОСБИОТЕХ), Москва, Россия
Аннотация. Растущее внедрение искусственного интеллекта (ИИ) в высшем образовании произвело революцию в изучении языка, в практике академического письма, перевода и персонализированном обучении. Инструменты на основе ИИ, такие как ChatGPT, Grammarly, Quillionz и DeepL, предлагают студентам расширенные возможности обучения, обеспечивая более эффективные процессы письма и перевода, автоматическую обратную связь и языковую поддержку в реальном времени. В этом исследовании изучается роль ИИ в обучении студентов устному и письменному переводу юридических текстов путем анализа работ студентов Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ). Используя опросы и анализ документов, исследование подчеркивает преимущества ИИ, включая повышение эффективности и точности в практике перевода, однако выявляет такие проблемы, как чрезмерная зависимость, отсутствие критического мышления и этические последствия. Результаты подчеркивают, что, хотя ИИ может значительно поддерживать изучение языка, он должен дополнять, а не заменять человеческое обучение. В статье предложен ряд мер в целях уменьшения зависимости от ИИ в процессе обучения.
Ключевые слова: искусственный интеллект в высшем образовании; практика перевода; изучение английского языка; персонализированное обучение; цифровые инструменты; академическая честность.
Литература:
- Zhang, K & Aslan, A.B. (2021). AI technologies for education: Recent research & future directions. Computers and Education Artificial Intelligence, 2, 100025.
- Godwin-Jones, R. (2022). AI-powered writing assistants in academic contexts. Language Learning & Technology, 26(2), 5-24.
- Zawacki-Richter, O., Marín, V., Bond, M., & Gouverneur, F. (2019). Systematic review of research on AI applications in higher education. International Journal of Educational Technology in Higher Education, 16(1), 1-27.
- Egunjobi, Joyzy Pius. (2024). Artificial Intelligence and Academic Writing: A Global Exploration of Students Perceptions and Attitudes. 10.13140/RG.2.2.23790.52800.
- Борисова, Л. Е. Искусственный интеллект в обучении специалистов иностранному языку сегодня и в перспективе/ Л. Е. Борисова, Е. Н. Румянцева // Ученые записки Орловского государственного университета. ― 2024. ― № 4 (105). ― С. 284―287.
- Гайдаш, П. А. Чат-боты и онлайн-тренажеры как новейший инструмент изучения иностранных языков / П. А. Гайдаш // Бюллетень гуманитарных исследований в междисциплинарном научном пространстве. — 2021. — № 1. — С. 70―72. — EDN BBKSFH
- Лавриненко, И. Ю. Использование чат-ботов GPT в процессе обучения английскому языку в неязыковом вузе: теоретический аспект/ И. Ю. Лавриненко // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. ― 2023. ― Том 12. ― № 2. — С. 18―25.
Скуйбедина О. Н., Лагутцева-Ногина Т. А. Особенности использования искусственного интеллекта студентами транспортного вуза в процессе изучения английского языка в юриспруденции // Транспортное право и безопасность. 2025. № 3 (55). С. 209―214.
Транспортное право и безопасность